Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ
Если
у следователя дело не клеится, он его шьёт.
Анекдот
Данное произведение является одной из вариаций на тему «Судьба души после смерти». Один из, так сказать, классических сюжетов. Если не сказать – затасканных.
О начале особо сказать нечего. Шаблон по мотивам древнегреческих мифов, с загробной ладьёй и работягой Хароном, трудящимся без выходных. Какой-либо особой критики не вызывает, похвалы, впрочем, тоже. Вообще вся первая часть фика – описания героев, а также их сентиментальные переживания до и после встречи, также ничего принципиально нового собой не представляет; критические замечания по ней можно адресовать подавляющему большинству авторов (хотя как часто хочется сказать: да все мы знаем, как выглядят З&К., незачем углубляться в их описание на полфанфика). Но вот наконец все всех дождались, встретились, погрузились в ладью и предстают пред строгими очами загробного судьи. Вот тут всё и начинается.
Судья – Минос, как следует из предисловия (поскольку в тексте его имя нигде не упоминается), существо, которое когда-то «почитали, как старшего из сыновей самого Времени»; сетует он, как и положено старикам, на то, что времена и законы изменились, а новых он не понимает. Ну что ж, может, это естественно и в чём-то традиционно – у древнего существа древние взгляды, но судья, не понимающий законов, по которым он судит, для любого подсудимого перспектива невесёлая, виновен он или нет.
В структуре мира разобраться сложно. Автор не рассказывает ничего, ограничивается лишь смутными намёками, и читателю остаётся только гадать, почему за фасадом древнегреческого загробного мира царит атмосфера средневековой Европы. Туманно говорится, что около двух тысяч лет произошёл некий переворот, благодаря которому, судя по всему, древнегреческое загробное царство переквалифицировалось в Дантовский ад, установив при этом соответствующие законы. Более никаких выводов при всём желании сделать нельзя, как и идентифицировать загадочного Светозарного, о котором мимоходом пару раз упоминается в тексте. Хотя со времени переворота и минуло две тысячи лет, развитие в сём загробном мире, видимо, движется намного медленней, чем на Земле, здесь, судя по всему, до сих пор век четырнадцатый-пятнадцатый.
Итак, что мы наблюдаем: древнегреческий судья по католическим канонам разбирает дело японских демонов. Дела у него под рукой нет, ориентируется он лишь на своё визуальное восприятие и комментарии секретаря, который, в отличие от судьи, почему-то более-менее осведомлён о прошлом обвиняемых. Ничего-ничего, средневековым монахам тоже всего и требовалось, что иметь подсудимого в наличии, остальное приложится. Перед бедными демонами выкладывается внушительный список грехов, начинающийся с вопроса о… некрещёных младенцах и язычниках. Уж не знаю, что именно имелось в виду, что сами они не крещены в младенчестве и являются язычниками, или что они гнусные язычники, способные использовать в своих грязных делах некрещёных младенцев, только представляю, какие глаза при слушании этого вопроса должны были быть у обоих демонов, родившихся впервые во времена Серебряного тысячелетия, когда ни о каком христианстве и слуху не было. (Очень, кстати, интересно, как указанные демоны смогли избежать подобной процедуры во время своей первой смерти? И если не избежали, то к каким выводам пришли судьи в первый раз? Почему прошлую судимость судьи обошли молчанием? Рецидив – это же просто подарок.) Язычество – интересный, надо заметить, пункт, по этому вопросу ещё в древности спорили теософы: можно ли называть человека язычником, если он ничего не знает об «истинной» вере? Кстати, хотелось бы всё-таки знать, что же собой представляет эта так называемая «Истинная вера» с католическим уклоном, которая теперь «правит бал» в сём загробном царстве… (Название-то какое… нет, точно в аду не произошёл переворот, в результате которого к власти пришли души давно умерших католических священников? А то просто непонятно, отчего структура судопроизводства столь примитивна…)
Кроме основных семи грехов, считающихся в христианской религии смертными, в списке грехов наличествует ещё 25 штук, видимо, оригинальный список показался автору маловат. Вписаны такие вещи, судить за которые даже инквизиторам не приходило в голову, каждый пункт основательно разбирается. Даже удивительно, что у судьи не возникло вопросов, не имеют ли обвиняемые привычки сквернословить, и не занимались ли они в детстве онанизмом. Судья и секретарь дотошно прикидывают над каждым пунктом, можно его навесить обвиняемому и, поскольку у грехов в основном «достаточно туманная и обтекаемая формулировка, под которую можно было подвести в принципе кого угодно», то недостачи в обвинениях нет, и скоро оба героя набирают чуть ли не по высшей мере. Надо отметить, судьи очень трепетно относятся к христианской религии: вспомнить только уже упомянутых «некрещёных младенцев», а далее по списку следуют ещё «преступление против божества», заключающееся в нападении на человека на католическом кладбище… да, формулировки действительно более чем туманные, если поддаются такому толкованию… и торговля церковными должностями, которую едва не инкриминировали Кунсайту. Даже странно, что обратили внимание на то, что он не священник.
Одной из основных статей обвинения идёт, естественно, гомосексуализм. Как сюда вписывается древнегреческая религия, где к однополым связям относились вполне благосклонно, если не сказать, положительно, непонятно совсем. В древнегреческой мифологии наказания вообще назначались индивидуально, как с Танталом, Данаидами, Сизифом и прочими древнегреческими уголовниками, и многие перечисленные вещи преступлениями вообще не считались, хотя бы потому, что древние греки о них понятия не имели. Почему же в качестве образца был выбран судопроизводственный процесс времён инквизиции? С таким же успехом можно было привлечь мусульманскую, буддистскую, или что-нибудь из индуистских верований… нет, воображение большинства авторов почему-то привлекает мрачное инквизиторское судилище средневековья. Объяснение простое. Информации о нём больше, и писать проще. Кто знает, что полагалось бы З&К в загробном мире, скажем, индейцев майя. А тут всё ясно. Автору необходимо было сделать гомосексуализм одной из главных статей обвинения; католическая вера подходит для этого как нельзя лучше.
Мазохизм каким-то образом тоже оказался в списке грехов. Надо отметить порядочную отсталость судей, поскольку мазохизм бывает не только физическим, но и психологическим, и распространён он намного сильнее. И в какую же категорию он занесён? Преступление против себя? Можно ли назвать преступлением против себя то, что доставляет данному субьекту удовольствие? Или это преступление против других? К героям это, конечно, не относится, но так, чисто теоретически, интересно.
Что в самом деле удивительно – в категорию «грешников» попали алхимики, прорицатели и звездочёты. Стоило бы почтенным законодателям из своей норы временами и выглядывать – двадцать первый век на дворе. Или они как вампиры Энн Райс? «Мир меняется, мы – нет»? Кстати, сколько я не размышлял, так и не смог понять, что именно из сделанного Зойсайтом квалифицировали как алхимию. До чего же всё-таки формулировки туманные…
Преступлением является и использование чужого имени. Хотя что называть чужим именем? Если это имя никто не использует, можно ли называть его чужим? Или чужое – это любое имя, если оно не совпадает с тем, что стоит в документе, удостоверяющем личность? Как, оказывается, опасно использовать ники…
Завершают список «предатели благодетелей». Если у Зойсайта благодетелем оказался Кунсайт, то у последнего – почему-то королева Берил. В чём же заключается её благодеяние? Если следовать фанфику, по службе она его продвинула за сексуальные услуги, это уже не благодеяние, а обычный бартер… Казнила Зойсайта и отдала поломочия Эндимиону. Всё это ради его блага, вероятно. Кунсайт же как благодетель Зойсайта тоже как-то не смотрится. В анимэ его «благодеяния» Зойсайту ограничились сомнительной ценности советами, в итоге приведшими последнего прямо под горячую руку «благодетельницы» Берил, и в единственном случае, когда его помощь была нужна по-настоящему, он, как известно, ничего не сделал.
Вообще у подсудимых в данном фанфике наблюдается потрясающая инертность. Всё время, пока им выдвигаются смехотворные обвинения, они молчат, словно происходящее их не касается, хотя вроде бы понимают язык, на котором идёт слушание. Только в конце Кунсайт неожиданно просыпается и, не возражая ни словом против предъявленных обвинений, требует увеличить себе меру наказания. Чтобы, так сказать, не расставаться с любимым. хотя, возможно, он по-своему прав. Есть ли смысл пытаться доказывать что-то подобному суду? С другой стороны, сдаваться без боя, не пытаясь защищаться – достойно ли это «аристократа и воина»?
Судья, разумеется, с показным сожалением соглашается изменить приговор в худшую сторону.Что интересно, в самом начале о судье говорится следующее: «Он не мог сделать жизнь обитателей этой земли много лучше, но и смысла карать их за мельчайшую провинность тоже не видел». А как же называется попытки любые действия подвести под статью? Причём по содержанию не имеющую ничего общего с вменяемым проступком? Или интересное замечание: «Не засчитывай ему этот пункт. Это же скорее плюс, нежели минус». Стоит также вспомнить, как указанный судья не торопится приступать к суду над З&К, «растягивая себе удовольствие от одного ожидания чего-то необычного». С тщанием судья вместе с секретарём разбирают подробности чужой сексуальной жизни, и с этаким злорадным сожалением, свойственным автору, описывающему очередное «зверское изнасилование» своего любимого героя, отправляет любовников в ад. Просто невольно напрашивается аналогия с героем маркиза де Сада, который кончал каждый раз, вынося смертный приговор.
Итак, кончен бал, погасли свечи. Надо думать, теперь демоны воскреснут уже не скоро. Не знаю, с чего автору вздумалось подвергнуть несправедливому суду своих … героев, но не столь это и важно. Идея фика, наверно, была совсем другая (хотя откуда мне знать), показать всякую там любовь и преданность, но при чтении внимание почему-то акцентируется на другом. Нелогичностей множество. Какой вообще может быть суд над демонами, чья изначальная природа подразумевает зло? Судим ёжика за то, что он колючий? А если вспомнить, что демоны в основном выполняли приказы, картина становится совсем уже нехорошей. Что интересно – отсутствие преданности королеве тоже расценилось бы как прегрешение. Вот уж действительно, направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – голову сложишь, пойдёшь прямо – тоже в морду получишь. Каким же образом вдохновители сего, божественная Металлия с «благодетельницей» Берил смогли избежать не только ответственности, но даже и упоминания в деле? Всегда начальство ускользает от ответственности.
Что ещё можно сказать про данный суд? Он явно не уполномочен выносить оправдательные приговоры и скорее способен усилить меру наказания менее виновному, чем смягчить наказание более виновному.Обвиняемый заранее осуждён, решается лишь, по каким статьям. Есть ли у кого-то возможность оправдаться перед подобным судом, когда виновность подсудимого – установка изначальная, и обвиняемый не может призвать себе на помощь ни защитника, ни свидетелей в свою пользу, а может только выслушать список своих преступлений? «Смягчающие», по мнению суда, обстоятельства в дело, судя по всему, записываются с ба-а-льшой неохотой, и если фигурируют, то лишь в форме примечания: «Плюс кое-какие смягчающие обстоятельства, по мелочи». Обвиняемые не могут ни защищаться сами, ни взять защитника. Типично, кстати, для средневековых судилищ. Господа инквизиторы адвокатов не жаловали, поскольку те, если им случалось дорваться до процесса, камня на камне не оставляли от их надуманных обвинений.
Характерно, что обвиняемые предстают перед судом обнажёнными. Как известно, обнажение практиковалось на допросах св. инквизиции для психологического подавления воли обвиняемого. Можно отметить игнорирование имён, обезличивание, одни условные обозначения, вроде «белый» или «маленький». Могли бы уж сразу номерами, как в тюрьме.
Вообще же в этом произведении воплощено распространённое заблуждение, что у высших сил, если они существуют, есть дело до остальных несовершенных существ, и делать им нечего более, как разбирать их мелкие и крупные прегрешения. Загробные судьи, копающиеся в чужих грехах с придирчивостью прискамеечной старушки-сплетницы, выглядят жалко. Да какое вообще может быть дело божественным существам до людской суеты? Конечно, любому приятно думать, что их жизнь сама по себе имеет глобальное значение, что всё, что делается, находится под пристальным и небезразличным вниманием невидимых зрителей, но это просто стремление придать себе большую значимость, нежели есть на самом деле.
В качестве достоинств фанфика (в частности
фанфиков данного автора) стоит, наверное,
отметить, что здесь Зойсайта никто не насилует.
Вообще никого не насилуют. Но с логической точки
зрения прежние произведения автора были
продуманы более тщательно. Главный недостаток
фанфика – полная нелогичность ситуации. Абсурд,
возведённый в такую степень, что получается не
трагедия, а грубый фарс. И вообще, стоило ли
создавать собственный загробный мир на основе
недостатков существующей религии?
NoName