Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.
Юма Кей
Ну что ж…
Сразу оговорюсь, что сия статья никоим образом не претендует на звание серьезного объективного рассуждения, ибо несет на себе глубочайший отпечаток мнения автора (то бишь меня), а представленная ниже классификация чрезвычайно условна и вообще носит полушуточный характер. Кроме того, мне хотелось бы указать некоторые статьи разных авторов, так или иначе подтолкнувших меня к написанию сего сомнительного шедевра на поприще публицистики:
Также хотелось бы отметить, что в данной статье я выступаю исключительно как читатель, руководствующийся впечатлениями типа “нравится – не нравится”, а не как автор. Посему за перебор с ехидством и злобностью упрекать меня необязательно.
Что касается резонного вопроса – а знаю ли я вообще, о чем пишу, замечу, что я успела прочитать практически все фанфики по Темному Королевству, выложенные на этом сайте, и если ненароком и пропустила что-то, то только по чистой случайности.
Итак, оговорки вроде все, к изложению сути дела можно приступать.
Как-то при чтении очередной статейки из Интернета на тему сквозных мотивов творчества фанатов какого-то шедевра, закралась мне в голову преступная и где-то даже кощунственная мысля – а почему бы не накатать чего-нибудь в этом духе на тему глубоко любимого мною ТК? Собственно, никто, я надеюсь, не будет спорить, что ТК-шный фэндом давно уже существует в отрыве от СМ-шного, в самостоятельном, так сказать, полете. Количество фанфиков на сайте ТК упорно крутится вокруг красивой цифры 500, критических статей и разборов тоже написано немало, одним словом, важность Темного Королевства как явления в жизни некоторого круга лиц, так сказать, явственно видна. ТК уже давно вышло за рамки того кусочка информации, что дал фанатам сам сериал, и масштабы этого выхода весьма объемны.
Но – вот беда! – статей, применимых именно к демонам ТК и реалиям этого фэндома, увы, не так много, как хотелось бы. Посему и решила я внести свою небольшую лепту в славное дело анализа, синтеза и всяческого препарирования любимого королевства.
Уж сколько твердили на форумах и в критических обзорах, что число сюжетов в литературе весьма мало и ограничено, а уж применительно в ТК еще меньше и ограниченнее. Тем не менее, мне удалось выявить аж 10 основных мотивов, используемых авторами в своих произведениях. Классификация моя весьма условна, уверена, каждый найдет в ней кучу глюков и противоречий, но… я уже предупредила, что это лишь вольное рассуждение, а на серьезность исследования и звание истины в последней инстанции оно не претендует.
Итак, начнем.
Мотив первый.
Начать бы хотелось, понятное дело, с самого начала… То есть с чего оно все начиналось… А с чего, собственно?..
Оригиналы-первоисточники дают нам весьма размытые версии этого знаменательного события, оставляя для домысливания кучу всяческих пробелов. Так, по манге, обожаемое ТК начало свои летописи с того самого момента, как милую и симпатичную ду… девушку Бериль (Берил, Берилл, Бериллис, Погибель – варианты на любой вкус и цвет!) нелегкая вкупе с искренним невинным любопытством занесла в некий темный-темный провал на Северном полюсе. А что – вполне подходящее место для прогулок! Там бедную девчушку ждала темная-темная богиня Металлия. И, надышавшись пагубным воздухом, отравленным богиней, да пережив сеанс хорошенькой промывки мозгов, переменилась наша Бериль в худшую из возможных сторон – в сторону темной-темной королевы темного-темного королевства… Потом она благополучно набрала темных-темных Лордов себе для компании, откуда-то выцапала энное количество темных-темных душой юм и… И вот он результат. Тоже, ясен пень, темный-темный.
Это по манге. В аниме, насколько мне помнится, о происхождении Темного Королевства вообще не упоминается, если, конечно, не считать упоминаниями мудреные рассуждения о территориальном расположении искомого объекта. Собственно, этот вопрос по сей день остается загадкой – то ли королевство действительно находится “под землей” (то бишь под Северным полюсом), то ли просто-напросто затеряно среди снегов, то ли в некоем подызмерении, то ли вообще в отдельном мире. Ну да ладно.
Итак, ясно одно – четкого, внятного ответа на историю ТК оригиналы не проливают. Что же остается фанатам? Ну естессно, придумывать собственные версии, логически их обосновывать (или не обосновывать) и вывешивать на всенародное обозрение.
Собственно, тут хотелось бы выделить два основных направления: фанфики о том, как ТК населяли люди, позже успешно задемонившиеся, и фанфики, изначально считающие население ТК расой демонов (юм).
Примеры первой разновидности – “Невинные агнцы” Kitane (почему-то первые на ум пришли), “Благородная кровь” Верочки и Тай, “Это могло быть так” их же…
Пожалуй, кроме того признака, что сначала великолепная четверка плюс-минус Бериль были людьми, а уже после задемонения начали организовывать то ТК, к которому мы все привыкли, фики этой разновидности трудно как-то еще объединить. У каждого своя история… Естественно, глубоко оригинальная, чрезвычайно интересная и невероятно хорошо логически обоснованная.
Ярчайший пример второй разновидности – “Once upon a time… или как оно все начиналось” Найрин.
Здесь нужно отметить одну особенность – если в предыдущем случае все действительно начинается “с самого начала”, то есть с основания ТК… будем считать, как мира (хотя с этим утверждением можно ой как поспорить!), то здесь все несколько иначе. Собственно цельный юмско-демонический мир уже есть, но никто из авторов не берет на себя труд начинать свои произведения с самого его сотворения, то бишь с “в начале сотворил Бог небо и Землю. Земля же была безвидна и пуста … и дух божий носился над водою” ((с) Ветхий Завет), а уж потом…
И то верно, в конце концов, пока от сотворения мира доберешься до собственно Великой четверки, пять раз поседеешь (от нервенности и ожидания) и читателей изведешь. А посему начинаются такие фанфики, как правило, с неких событий, самым прямым образом ведущих к привычной картине – Бериль плюс четверо всем известных персон.
Что ж, расклад мотива номер один вполне ясен.
Мотив второй.
Пожалуй, на второе место я бы поставила здесь многочисленные возрождения. Наверное, нет среди фанов ТК ни одного… хм… ладно, пусть будет человека, даже самого малочитающего, ни разу не видевшего в очередном фике сакраментальную фразу “и возродились они в n-цатый раз”…
О, эти возрождения!
Не верьте тем, кто говорит, что самое большое преимущество в демонизме – магия, ни за что не верьте! Самое большое преимущество – как раз это очаровательное маленькое, а главное, жутко удобное словечко “возродились”… И действительно. Ну посмотрите, как здорово получается: да, расстреляла Серенити все ТК на фиг, да, Джедди лежит в ауте в кристалле, Неф с Зойкой явно странствуют по каким-то загробным далям, а у Куни вообще ритуальное самоубийство! НО… зря они, что ли, демоны… И вот рождаются из-под клавиатур авторов многочисленные версии очередных перерождений, вторых, пятых, десятых…
Да, мертвы… были. Но в силу неких безумно сложных и недоступных простому обывательскому разуму метафизических заморочек про всякие там “круги перерождений” (О! Религиоведение дает о себе знать! Скоро что-нибудь такое кармическое полезет…) в один прекрасный день возрождается вся наша любимая четверка в полном составе и продолжает радовать фанатов собственной неубиваемостью.
Кстати о полном составе. Тоже замечательный мотивчик для фанфика, периодически применяемый разными авторами. Бедный Кунсайт, ищущий по всем мирам заблудшего Зойчика (и наоборот), бедный Джедайт, не подозревающий, что Неф благополучно забыл начисто о своей темнокоролевской ипостаси и живет теперь душа в душу с законной женушкой Нару Осака… Ах! Аж слезу выжимает!
Примеры?
А оно надо?..
Для особо дотошных – произведения (назвать ЭТО словечком “фики” просто язык не поворачивается, скорее уж “литература”), прямо или косвенно связанные с известной игрой Дары и Китиары “Темное Королевство. Второе Возрождение”: “Арман”, “Морис”, “Пыль на ветру” и другие вещи от самих Китиары и Дары, “Избранница” Тихе… Думаю, доказывать их принадлежность ко второй категории нет смысла, ибо несмотря на свой сюжет начинается все именно с заданного в названии “второго возрождения”…
Собственно, объединять фанфики с сюжетом, начинающимся с этого мотива, по прочим признакам просто бессмысленно: возродиться-то Лорды возродились, а вот все остальное каждый автор додумывает сам… Хочет – памяти всех лишит, хочет - в чужие тела их повселяет, хочет – вообще проведет генеральные кадровые перестановки с последующим исключением из числа Лордов неугодных субъектов… Тут уж кто во что горазд.
Мотив третий.
Собственно, до жути связанный с мотивом вторым – продолжения.
Малюсенькое отличие от мотива второго – если там Лордов пришибли окончательно до возрождения, то тут… не совсем. Скорее, ситуация описывается проще – били-били их, да не добили. То ли Серенити-бака подвела, то ли кристалл попался “made in China”, то ли просто мышка пробежала, хвостиком махнула… Результат один – все Лорды (опять-таки плюс-минус королева) живы и относительно здоровы.
Примеры: в некоторой степени сюда относится “Противостояние” Сусел с недобитым Джедайтом, на чью мозговую деятельность “вечный сон” не особо повлиял… а еще интереснейшая, глубоко художественная и в высшей степени познавательная вещица под названием “Бунт сенши” Peter’а Hawk’а
(под редакцией of Josef Falcon), частично опирающаяся на все того же полуживого Иллюзиониста…Кстати о Джедайте. Как раз в этой категории он играет чрезвычайно весомую роль. И действительно: всех остальных Лордов-то… того… вроде как благополучно умертвили, а вот Джеддик попал… в лапы к вдумчивым авторам, с поистине профессорской дотошностью доказывающим на примерах, что “вечный сон” и “смерть окончательная” не есть равнозначные понятия… Большей частью фики третьей разновидности и пляшут именно от этого тонкого нюанса. В принципе, при хорошем обосновании против такого утверждения особо не попрешь. Ну а раз у нас жив один Лорд, то, следовательно, и остальные тоже скоро будут живы. Ему же одному ску-у-учно будет! Хм, почему-то лезет стойкая ассоциация с хомячком, которому подбирают пару, чтобы не помер от скуки. И никто ведь не догадается задуматься, может, Джед у нас поклонник гордого одиночества!
Впрочем, периодически (“Слепое небо” Тэрайе Тень) такое положение дел опять-таки обосновывается вполне логично: “Есть несколько причин. Мне нужны деньги, а ты умеешь делать бизнес. Мне нужен союзник на случай, если проявится аборигенная сила, аналогичная нам или тем чокнутым девицам. Мне нужен союзник на случай, если здесь появится Первый. Мне нужен сексуальный партнёр” (фраза Джедайта, обращенная к Нефриту) (с) Тэрайе Тень “Слепое небо”. И ведь возразить-то даже особо нечего!..
Но это у нас касалось варианта “от Джедайта”, а встречаются еще и сложно изобретенные комбинации со всякими там иллюзиями, коллективными обманами, глубинными залетами душ по каким-то конспиративным адресам и прочими интересными подробностями. Но разбирать каждый сюжет такого рода отдельно я смысла не вижу.
Мотив четвертый.
Альтернативные вселенные.
М-м-м, вот уж где простор авторской фантазии! Начиная от “Моста над мирами” Нантен и заканчивая… хм, и на память-то ничего не приходит. Ну… как бы тут объяснить… Берется собственная придуманная вселенная (ага… альтернативная…), в некоторой степени основанная на сериальных событиях (или совсем не основанная), и туда аккуратно впихиваются наши герои… Или наоборот… Гм… Самая неясная категория. Единственная общая с остальными фиками черта – одинаковые имена персонажей и, как правило, сохранение изначального пола. Хотя вот тут тоже не факт, Зойке, например, в том же “Мосте” в этом плане не повезло. Вообще вопрос с альтернативными вселенными ну очень неоднозначен. Так, во время написания этой статьи я все сидела и ломала голову, являются ли этими пресловутыми вселенными “Темносветие” Веды и “Сотни раз рассказанное” Верочки и Тай? А мир “ТК. ВВ”? А “Возрождение” Амитей? Ведь, если подумать, вселенные эти действительно чрезвычайно продуманные, снабженные необходимой историей и некоторыми метафизическими выкладками… А вот являются ли они альтернативными… Даже не знаю. Начинаешь придумывать критерий – результат совершенно дурацкий: либо под него подходит каждый второй фик, либо подходит один-единственный и в высшей степени неповторимый. Даже глоссарии терминов совершенно не помогают.
М-да, задачка…
Мотив пятый.
“Нэ так оно все на самом деле было, савсэм нэ так”, знаете ли… Не знаете? А я знаю!
И вперед – клаву в руки, строчить очередной шедевр!
Примеры – многие фанфики, включая как непосредственно изменение событий сериала (Да! И Зойка не умер! И Нефрита не убили! А Нару он на самом деле терпеть не мог! Или наоборот любовь до гроба! И вообще Наоко все врет!), так и аккуратное истолковывание этих самых событий в свою пользу – да, конечно, все так и было, но-о-о… Факты фактами, а вот психология – штука тонкая. А если еще и учесть, что от бедных фанов самым наглым образом замолчали причины такого поведения, то тут открывается прямо-таки безграничный простор для фантазии! Еще бы! Сколько раз ТК мелькнуло на экране не в виде чьей-то анонимной злобской лыбы или столь же анонимного злобского “демонического” хохота, а в виде нормальных взаимоотношений? Сколько?
Много?..
А если сравнить с достославной светлой частью персонажей?
И вообще – сериал “Сейлор Мун” - явно хроники победителей! (упс… понесло мою душу по кочкам… щас начну плагиатить чужие идеи самым наглым образом…) Так почему бы не достроить мотивацию поступков каким-нибудь своим макаром? Как я уже отметила, психология – штука тонкая, а психология демонов – тем более (тут стоит добавить отсылочку к замечательной статье Верочки “О демонизме и человечности демонов”), так что… хе-хе-хе… (потирая ручки и начиная замысливать очередной сюжетец на тему)
Группа первая – “Власть вероятностей” Аты Локкеан, прямо-таки классический пример. А что будет, если… ну, в данном случае, если Кунсайт-таки не даст Бериль распустить лапы в отношении Зоя. Соответственное додумывание последствий, в меру логично объясненное особенностями куниного характера и талантами Сецуны Мейо aka Сейлор Плутон.
Группа вторая – “Сказка о Нефрите” в трех главах от Акиры Куросавы, особенно часть третья. Кто читал, тот поймет. Добавить нечего. Кстати, эта вот вторая группа очень милым и плавным образом перетекает в следующий мотив…
Мотив шестой.
Весьма распространенный. Восполнение кучи пробелов сериала собственными сюжетами. Начиная от прошлого персонажей и заканчивая их личной жизнью в перерывах между нападениями на сейлоров.
Примеров – добрая половина всего сайта.
Тут даже и признаков общих не сыщешь, все такое разное… ну разве что фактик – большинство – разнообразные лав-стори длиной от странички до шикарной огроменной эпопеи. Автор выбирает себе любимую парочку и издевается над ней как может… Тут тебе и история встречи, и последующее развитие отношений, и ревность, и страсть, и любовь с ненавистью, и много еще чего в одном флаконе. Ах! Адская смесь! Кладезь идей!!!
Особенно если автора тянет к написанию историй в фантастическом антураже, а придумывать собственный мир ломает. Ну действительно: события, мир, прошлое персонажей всем давно знакомы (вам не знакомы?.. А вы уверены, что явились по адресу?), так что остается только придумать подходящий сюжетец – и вперед, флаг в руки. Легко и удобно до невозможности. Собственно, и ограничений тут нет – только авторская фантазия и авторская совесть (если сей дефицитный товар имеется в наличии… а то сидит что-то над ухом и орет: “Совсем с ума сошла (сошел)?! Не жалеешь героев – читателей пожалей!” А у нас, между прочим, самовыражение! И пишем мы исключительно для себя, а не для кого-то! И вообще: не нравится – не читай!).
Мотив седьмой.
М-да… Не уверена, что это можно назвать мотивом, но обойти стороной всяческое развитие любовной темы просто не представляется возможным. Практически в каждом фанфике хоть косвенно, но упоминается пресловутое нежное (или не очень нежное) чувство, от этого не убежать. Зато тут можно выделить три подвида…
Подвид первый.
Пара Кунсайт х Зойсайт… Первый этот подвид не потому, что я сию парочку смертельно люблю, а потому, что даже в сериале были намеки на некие чистые и невинные отношения между этими двумя Лордами, а уж что есть в сериале, то и топором не вырубишь…
Да, не вырубишь… НО! Зато можно изменить! И как!
И начинается… вариантов – дикое количество, от спевшихся на почве общих интересов садиста-Куни и сволочи-Зойчика, глубоко несчастного от чего-то там непонятного (и ходить далеко не надо – все те же “Невинные агнцы” Kitane сию картину блестяще иллюстрируют… правда, не факт, что речь там идет именно о любви… впрочем, мы же говорим просто о pairing’е), до практически морального (и не только) изнасилования бедного, чистого и невинного Кунечки насквозь порочной заразой со смазливым личиком и красивым именем Зойсайто (а я сначала думала, что такого быть не может… наивная. Tamira & Рамгул в своем “Отражении Льда” явственно доказали мне обратное), от вечной великой любви (“Заговорщики” Ящерки Кат, хотя о вечности там можно поспорить) до вечной великой ненависти (собственно, последняя глава “Молчания Богини” Ирины вполне располагает к такому варианту развития событий, хотя этот мой довод весьма притянут за уши), вдобавок к этому потрясающие метаморфозы в характере. Особенно страдает этим Зойка: если попытаться перечислить все выдающиеся особенности его нрава в разных фиках, страницы явно не хватит. Кунсайта в этом отношении как-то не особо трогают – ну не вдохновляет он, видимо, к кардинальной смене характера! (Еще бы! Глупый смазливенький “хрупкий-тонкий-звонкий” и слезливый уке Кунечка – это, конечно, уже более чем изврат…)
А уж такой сюжет, как несчастная неразделенная любовь, и обсуждать лишний раз не хочется! Беспроигрышные варианты: бедный влюбленный Зой, не решающийся сказать великому и ужасному Первому Лорду о своих трепетных чуйствах (а вы уверены, что примеры тут нужны? Да хотя бы тот же “Лед и ветер” Iteki), и бедный влюбленный Кунсайт, мечущийся между долгом учителя и наставника и нежными душевными порывами (“Курс молодого бойца” Темной Леди Кэт, самые первые главы).
“This - him and I - it's forever!” (с) “Fall From Grace” by E. Liddell (www.dark-kingdom.de), и этим все сказано! Кто б еще поинтересовался, нравится ли им самим такое положение вещей…
Подвид второй.
Нефрит х Джедайт. М-дя… Собственно, сама идея этой парочки проникла в фанатские ряды из одной манги-додзинси, посему явно несет на себе некий отпечаток вторичности. Соответственно и выделим ее как второй подвид.
Ну что тут можно сказать? Вариантов такое великое множество, что меркнет даже первая пара. Возрастные скачки, мгновенные перемены типа учитель-ученик, любовь-ненависть-равнодушие, резкие смены характеров, всяческие любовные треугольники (особенно удобно впихивать сюда третьим углом бедную милую девочку Нару Осака)… Отношения – от самых нежных и кавайных до жестокого садо-мазо, от приключений тела до приключений духа… Тихий ужас для классификатора.
Опять-таки особо интересный вариант с несчастной любовью: страдающий ученый сухарик Джедайт, не понимающий, как (!) он (!!) мог влюбиться (!!!) вообще и влюбиться в этого ужасного Нефрита (!!!!!) в особенности (примеры приводить не буду – слишком уж во многих фиках присутствует такое настроение… хотя мне почему-то не попалось ни одного рассказика, целиком и полностью посвященного этому мотиву), и несчастный Нефрит, уверенный, что Джедайт всякими там любовями не интересуется в принципе, так что великому дамскому угоднику в Джедовой душеньке и постельке ничего не светит (да хотя бы “Отданные долги” Алексиель).
Ах да, и еще одна интересная подробность, затрагивающая обе парочки. Почему-то авторами считается особо важным подчеркнуть метания очередного Лорда в том плане, что “он же раньше никогда не интересовался мужчинами”! Милые авторы, позвольте мне сделать ма-а-аленькое отступление и попросить вас об одной мелочи… Бога ради, если для вас это подробность так важна, пишите о ней сколько хочется, но пожалуйста, пожалуйста, постарайтесь сделать дальнейшую постельную сцену хоть более-менее соответствующей этому утверждению! Потому что практически во всех произведениях, сколько бы герой ни повторял, что “не интересуется мужчинами”, во время описания последующих событий явно видна рука (кхм…) профессионала с хорошим таким стажем! Слабо верится, что при полном отсутствии практического опыта можно легко и без особых проблем дарить любимому “неземное наслаждение”, особенно если этим самым отсутствием опыта страдает именно активный партнер… Хотя не знаю, не могу с полной уверенностью этого утверждать в силу определенных причин, а проверить это мне не светит. Может, со мной поспорят те, кто познал обратное на собственном опыте?..
Нотация закончена.
Подвид третий.
Нефрит-Нару. Кто бы там что ни говорил, пара эта вполне имеет право на существование. И какое право! В общем-то, по аниме там вполне однозначно говорилось о нежных чуйствах между этими двумя героями. Ну и результат – всяческое развитие этих чуйств, чаще всего с уже порядком повзрослевшей Нару, мудрой, красивой и элегантной, и Нефритом, по каким-то причинам (ностальгия, пари, случайность, в конце концов…) встречающим ее снова и влюбляющимся всерьез и надолго. Как правило, взаимно и счастливо. Роман настоящий… дамская мелодрама… Но как приятно!
Уж во всяком случае, эта пара резко выделяется среди остальных своей натуральностью, что уже плюс. Сколько бы ни ругали сентиментальные лав-стори, для того, кто устал от бесконечных “голубых соплей”, такие вот произведения будут сущим отдыхом души. Особенно если учесть, что, к чести наших авторов, фанфиков о слезах Нару-малолетки и внезапно влюбившегося (причем взаимно) в школьницу плейбоя на этом сайте чрезвычайно мало (если честно, я не встретила ни одного, хотя читала практически все, но, может, я чего пропустила…). Если уж на то пошло, куда большее доверие мне внушает любовь между Нару-солисткой “Starwind” и Нефритом и Нару-Темной Леди Вегой и им же.
Примеры – цикл зарисовок Китиары, частично – “Избранница” Тихе, “Храм Золотого Дракона” ее же, опять-таки частично – “Пыль на ветру” Китиары, некоторые рассказы Aigsil.
Подвид четвертый.
Остальные любовные темы. Зойсайт + …, Кунсайт + …, Нефрит + …, Джедайт + … . Вместо многоточия подставлять любые имена любых персонажей, в том числе юм. Не буду говорить о реальности или нереальности таких парочек, здесь все зависит от мастерства автора. Так или иначе, сравнить их по популярности с вышеперечисленными практически не представляется возможным. Ну и хорошо.
И еще одна небольшая нотация (такое уж у меня сегодня настроение, извините!).
Если этот самый подвид используется ради интереса и экспериментаторства, то пожалуйста, все замечательно. Другой вопрос – когда он используется по причине “а по другим парам уже все сказано, достали они уже, сколько можно перемалывать их слезы-сопли, все равно ничего нового уже сказать там нельзя, а написать что-нибудь хочется, значит, надо переходить на других героев”. Уважаемые авторы! Во-первых, будьте добры, попробуйте найти хотя бы по пять-семь по-настоящему хороших фанфиков по каждой из предыдущих пар. Я пыталась. Не вышло. Может, у меня планка такая высокая, но результат неутешительный. Во-вторых, поверьте, если произведение действительно написано хорошо, если в нем поднимаются проблемы не только типа “я его люблю, а он меня не любит, значит, я пошел/ла вешаться”, то будь оно хоть сотым по этой теме, все равно оно будет нравиться читателям, открывая все новые и новые грани старой темы. А вот при составлении новых парочек стоит пользоваться хотя бы элементарной логикой. Поверьте, между двумя активными (равно как и между двумя пассивными) личностями вечной любви быть не может потому, что не может в принципе, таковы уж основы психологии (только не надо приводить такой замечательный довод, как “они же демоны, у них все может быть”. Если уж они демоны, то пусть будут демоны во всем! А я не уверена, что человеку по силам изобрести личность настоящего демона до мозга костей без единой примеси чего-нибудь человеческого). Точно так же вместе не уживутся два огненных или два ледяных темперамента. По логике. (Ага, правильно, поэтому надо подселить к ним ко всем кого-нибудь третьего… а потом и четвертого для комплекта. Шутка).
Конец нотации.
Мотив восьмой.
Все созданные миры рано или поздно возрождаются в реальности. Ну или персонажи из этих миров. И посему появляются из-под клавиатур интереснейшие в отношении идей вещи – а что было бы, если б королевство реально существовало, периодически ради прикола заглядывая в Интернет и читая обновы на ТК, или, на худой конец, умами и волями фанатов Великая Четверка с королевой появилась бы в нашем мире? И действительно, а что бы было?
“Свобода выбора” Верочки и Тай, “Белые ночи или несколько слов о Темном Королевстве” Алены – классические образцы воплощения этой идеи. И правда, ведь интересно же психологически исследовать обыкновенного, хоть и любимого демона, волею фанов оказавшегося в нашем мире… Что они будут делать, как они будут жить, что они будут чувствовать – вопросов великое множество, ответов еще больше.
Одна из разновидностей этой категории – верхушка ТК, увлеченно читающая плоды трудов своих преданных фанов и выпадающая по мере прочтения в осадок – прекрасная тема для стебного фика. Здесь же частенько применяют и такой прием – просто-напросто “случайно” пересекают пути самого фаната и Лордов; вместо фаната периодически выступает сценарист сериала “СМ”. Результаты зависят исключительно от мастерства авторов.
Примеры – “Что же они с нами сделали?” Авроры, “Навеяно сообщениями Найрин об изнасиловании Зойсайтов” Телепат, “
The Anima Mates?!” StarFlame…Особенность этого подвида, как я уже отметила – принадлежность большей части таких фиков к стебному жанру.
Мотив девятый.
Переосмысление психологии. Множество так называемых “зарисовок”, “эскизов”, “представителей малой формы” среди фанфиков составляют эту категорию. И действительно – да, описание событий, некий сюжет – это, конечно, прекрасно, но почему бы не выделить в отдельное произведение просто описание чувств, всю эмоциональную гамму от любви до ненависти, все недомолвки и недосказанности, горящие глаза, нервные жесты и острые колкие взгляды? Почему бы не указать читателю на некие глубоко философские причины каких-то поступков персонажа, не вывернуть наизнанку все его мотивы, не влюбить его в кого-нибудь другого, не представить, каким был бы внутренний монолог героя?..
Пожалуй, одна из самых интересных тем всего фанфикшена, ограниченная определенными рамками – размером и необходимостью вести повествование от первого лица (как правило), но в то же время и одна из самых сложных.
Примеры – “Что вам до нас?” Aigsil, “Ночной разговор” Lauran’ы (монологи юм), “Мысли Нефрита” Амитей (понятно, чей монолог), “Ради Вас…” Тай, “Белые перчатки” Суламен (монологи Зойсайта), “Утренние воспоминания” Demonique Moon, “Я знаю” Суламен (монологи Кунсайта), “Или” Aigsil, “Разорванный круг” Амитей (монологи Джедайта), “На смерть” Aigsil – эпитафия каждому персонажу в отдельности, многочисленные вставки таких вот монологов в более крупные произведения, что помогает разбавить череду событий некими живыми отрывками…
И будь то очередные слезные стенания Зойки по чрезмерной ледянистости Кунсайта или упорное набивание Нефрита трагичностью по самые уши, будь то страдания Джеда по поводу собственной иллюзорной исключительности (исключительной иллюзорности) или глубокомысленные и пропитанные превосходной отмороженностью (минус 50 градусов по Цельсию, руками не трогать!) монологи Кунсайта – либо все то же самое, но куда серьезнее и красивее, все равно каждая такая исповедь героя заслуживает внимания уже хотя бы самой попыткой автора осмыслить чужую психологию.
И, наконец, последний мотив.
Здесь мне хотелось бы сказать об образах, традиционно не слишком популярных среди фанатов (а зря…) – о юмах и королеве.
Итак, юмы. Весьма интересная, на мой взгляд, тема. Пожалуй, в качестве примеров действительно хорошего ее развития приведу “Записки влюбленной юмы” Антрацит, “Что вам до нас?” Aigsil, “Ночной разговор” и “Только не вверх, а вниз” Lauran’ы, “Пыль на ветру” Китиары, “Я – маленькая юма” DarK… Ну еще частично “Заглядывая под маски” Альмандин. Больше ничего с ходу и не вспомнить. Особенность этих фиков, как уже было сказано, своеобразная точка зрения – со стороны “пушечного мяса” королевства, со стороны юм обыкновенных. Взгляды разных авторов не всегда схожи, пожалуй, только общее отношение к юмам как к чему-то среднему между рабами и подчиненными (исключение – “Заглядывая под маски” Альмандин, но это вообще совершенно особенный фанфик, резко выделяющийся не только точкой зрения, но и жанром – насколько я знаю, в форме детектива о ТК еще никто не писал), соединенное с яркой, как правило, индивидуальностью описываемого персонажа. Эдакая “точка зрения вороны”, причем хорошей такой, матерой черновато-серой вороны из тех, что обожают громко каркать ранним утречком под окном, терзать засохшие корочки хлеба и жаловаться на собственную тяжкую воронью долю (ну чем не юмы?..).
Тем не менее, таких рассказов немного. В принципе, тут авторов понять вполне можно – ну чего писать об этих юмах, а? Бегает там что-то такое совершенно незаметное и жутко однохитовое, отправили на битву с сейлорами – и каюк. “Был человек – и нет человека”, в данном случае юмы. Поклонников жанра “истории маленького… в данном случае существа” среди ТК-шных писателей не так много… В основном юмы бегают по краю страницы на посылках у Лордов, всячески услаждают их садистские наклонности, иллюстрируют своим видом их постельные предпочтения и просто живут, незаметные, но необходимые, до очередного господского бзика. Все для Лордов, все ради Лордов… Грустно, уважаемые авторы!
Отдельный подвид юмской темы – жизнь и деятельность королевской прислужницы по имени Тетис, как правило, безнадежно влюбленной в Лорда Иллюзий. Примеры – “Прощай” Темной Леди Кэт, “В такт” Aigsil… Пожалуй, единственная юма из сериала, наделенная некой яркой индивидуальностью в плане чувств-с, наверное, поэтому ее еще замечают…
А вообще тема эта вполне интересная и недостаточно разработанная, в отличие от большинства остальных, так что и говорить о ней особо много не приходится.
Ну и королева Бериль. Пожалуй, одна из самых неоднозначных личностей в ТК. Ну действительно, Лордов, как правило, любят все (недавно прочитанное мной исключение – “Вода и камень” Kami Shiroi aka Тетис, ибо любовью к Лордам там и не пахнет), а вот за что ценить эту дамочку? Угробила все ТК, пришибла Зойку, Джеда баиньки уложила… навечно… Куню фактически до самоубийства довела. Сволочь, ходячая уголовница, одним словом! Против фактов не попрешь. И хотя, как уже было сказано, среди фанатов весьма популярен мотив переосмысления психологии героя, Бериль тут почему-то не везет. Ну никто о ней писать не хочет! Впору пожалеть бедную старую несчастную королеву… Хнык! Аж обидно…
Впрочем, не могу сказать, что ее вообще игнорируют. “Берилл и Адамант” Дары, “Возвращение домой” Сайоко, “Кладбище грез” Лорда Лорина, “Вариации на тему мести” Aigsil… э-э-э… пожалуй, остальное затрагивает Ее Величество лишь пятым боком с краешку. Кошмар. Хотя практически в каждом фике она присутствует – в качестве мебели, сидящей на троне, в качестве главной стервозины, в качестве удобного оправдания каких-нибудь авторских проблем с сюжетом: “И сказала королева – да будет так, и стало так…”.
Еще грустнее, уважаемые авторы!
Пожалуй, на сей печальной ноте, дабы не утонуть окончательно в слезах и не завалить пол бумажными платочками, я и прекращу старательное выискивание очередных заковыристых сюжетов в фанфиках по Темному Королевству. Что ж, наверное, я перечислила все основные мотивы фиков. Вполне возможно, что что-то все же упустила, память-то, как-никак, девичья, но с ходу вроде ничего нового не вспоминается. Я не стала разбирать некоторые резко выпадающие из общих рядов произведения, поскольку они все же являются исключениями (хотя некоторые – и чрезвычайно удачными исключениями), а я тут пыталась хоть как-то сформулировать правило. Тем не менее, такие исключения есть, более того, их немало. Если кому-то идея данного обзора западет в душу, то всяческие исправления и дополнения только приветствуются, правда, желательно в отдельной статье.
Помимо этого, я заранее приношу свои извинения, если ненароком задела чье-то произведение в своем обзоре, как я уже указывала в самом начале, это глубоко субъективная статья, выражающая исключительно мнение самого автора и ни в коей мере не претендующая на беспристрастность. Приведенные здесь примеры имели целью исключительно проиллюстрировать тот или иной выделенный мной мотив, ну а мои комментарии к ним… впрочем, за это я уже извинилась.
Засим благодарю за внимание.