Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.
Ершел
Всё о Си Тенно
В эту статью я постаралась вложить все свои знания о Четырёх Небесных Королях. Все данные основаны либо на изначальных канонических текстах (сутрах), либо на исследованиях наших российских учёных. Вначале приведены основы буддийской космологии, так как без этого невозможно понять ни где живут Небесные Короли, ни кем они управляют.
Общее.
В буддийской космологии центром земной поверхности является гора Сумеру. Сумеру и окружающие её восемь горных цепей опираются на золотое основание. Внешняя горная цепь, именуемая Ниминдхарой, подобна пограничной стене – за ней располагаются четыре континента, омываемые морскими водами. Люди обитают на континентах, а Сумеру – обитель богов чувственного мира (есть так же мир форм и мир не-форм), обосновавшихся на её террасах. В целом, приделы человеческого мира ограничены извне железной горной цепью Чакравада. Все горы, кончая Чакравадой, погружены в воду. Между горами и горными цепями семь прохладных морей, ограниченных извне горной цепью Ниминдхара. Между золотой горной цепью Ниминдхара и железной Чакравадой находится внешний великий океан, воды которого не сладки, как во внутренних морях, а солоны. Именно в солёном Великом океане и расположены четыре континента, ориентированные по сторонам Сумеру.
Основная конструкция буддийской космологии – учение о трёх мирах, населённых богами, асурами, людьми, животными, обитателями адов и голодными духами. Эти шесть групп делятся на благие (боги, асуры, люди) и неблагие (животные, голодные духи, обитатели адов). Причём благие формы рождений включают в себя богов чувствительного мира, мира форм и мира не-форм. Боги чувственного мира, обитающие на террасах Сумеру, делятся на шесть классов. Ближе всех к поверхности земли находится обитель, принадлежащих к группе Четырёх Небесных Королей. Само понятие «боги чувственного мира» объединяет в себе асуров, людей и богов четырёх из шести классов, указывая на общее свойство всех живых существ – их сознание подчинено желанию господствовать только над чувственными объектами.
Четыре Небесных Короля являются обитателями первого из небес сферы чувственного – камалока, расположенного на склоне Сумеру. Их роль по каноническим источникам не ясна, но в буддийской традиции им и их подчинённым – демоническим созданиям – отводится роль защитников буддийского учения на каждом из четырёх мировых континентов. Их небо состоит также из четырёх равноотстоящих друг от друга уровней, нижний из которых находится на высоте 10 тысяч йоджан (70 тысяч километров) над уровнем моря, следующий ещё на 10 тысяч йоджан выше и т.д. На нижних уровнях, как и на вершинах кольцеобразных гор, живут их подчинённые. А на самом верхнем уже сами небесные махараджи.
В местопребывании группы богов Четырёх Небесных Королей сутки длятся 50 человеческих лет, а продолжительность жизни равна 500 божественных лет (один божественный год состоит из 12 – ти месяцев, в каждом из которых 30 божественных суток).
Все без исключения боги (а, следовательно, и Четыре Небесных Короля) смертны, ибо во Вселенной нет ничего вечного. Однако, в отличие от людей, в процессе умирания богов не происходит мучительное разрушение жизненно важных органов, а появляются лишь пять предзнаменований, свидетельствующих о скором наступлении смерти: одежда и украшения издают неприятные звуки, сияние тела ослабевает, капли воды после омовения остаются на теле, разум утрачивает живость, как бы застревая на одном объекте, взгляд замутняется, глаза непроизвольно мигают. Затем появляются пять непосредственных признаков смерти: одежды утрачивают свою чистоту, цветочные гирлянды не благоухают более и увядают, из подмышек начинает струиться пот, от тела исходит неприятный запах, и «боги уже не испытывают наслаждения, пребывая на своём сидении».
К группе Четырёх Небесных Королей относятся боги, обитающие на первой по счёту террасе – Держащие в руках чашу, на второй – Носящие гирлянду, на третьей – Всегда опьянённые. На четвёртой террасе – собственно Небесные Правители со свитой.
Четыре Небесных Короля – божества, охраняющие четыре стороны света. Их изображают в виде полководцев, облачённых в доспехи. Они охраняют со всех четырёх сторон света небеса, чтобы туда не могла проникнуть никакая нечисть. Это главные боги – защитники Будды и всех, следующих по его пути. Их статуи – неотъемлемый атрибут многих буддийских храмов Японии. Располагают их либо в пределах храмовых ворот, либо вокруг изображений главной святыни, а порой и в четырёх углах главного помещения для совершения обрядов, чтобы под защиту их попали все молящиеся.
Кроме того, их почитают в качестве покровителей боевых искусств, им уподобляют добившихся на этом поприще больших успехов.
История
Как часто случается в истории, по иронии судьбы становлению буддизма в Японии во многом способствовали его ярые противники – кланы Мононобэ и Накатоми. Воспользовавшись скоропостижной кончиной государя Ё:мэй, вдохновляемый кланом служителей синто (официальной японской религии) Накатоми, род Мононобэ поднял мятеж, стремясь избавиться от всевластия одного из самых влиятельных родов того времени. Но эта попытка оказалась для них роковой – Мононобэ были на голову разбиты объединёнными дружинами императора и кланов, проповедавших буддизм. По легенде, победа более слабой собранной рати, противостоявшей профессиональным бойцам Мононобэ, оказалось возможной только благодаря чудодейственной помощи Четырёх Небесных Королей. Именно в их честь был построен второй буддийский храм, который назвали - Ситэнно:дзи, «Храм Четырёх Небесных Правителей».
Конечно, первоначальные постройки этого храма не сохранились, но по – прежнему на том же самом месте находится одноименный храм (теперь это территория города Осака), который является не только символом окончательного принятия буддизма японской правящей элитой, но и того своеобразного доверия, которое начало складываться с тех пор и существует поныне. Ведь победа буддизма отнюдь не означала отторжения исконной религии – синто. Дело в том, что перед входом в этот буддийский храм стоят огромные ворота – тории, являющиеся неотъемлемым атрибутом синтоистских святилищ, наглядно демонстрируя тем самым единение двух религиозных традиций, просуществовавших вплоть до конца 19 века.
Дхритараштра
(Джедайт).
Властелин востока Дхритараштра (яп. Дзикокутэн, «Владетель страны») имеет тело белого цвета. Его атрибут – лютня. Свиту его составляют гандхарвы - духи, воплощающие небесный свет, небесные музыканты киннары, полулюди – полуптицы, а также путаны – одна из разновидностей демонов. Гандхарвы обликом подобны людям, но на голове имеют один рог. Они чрезвычайно любят запах благовоний. Как и другие полубоги, могут быть враждебны людям; тому, кто увидит в воздухе призрачный город Гандхарв (своего рода фата – Моргана, мираж), грозит несчастие или гибель. Вместе с тем, будучи мужьями или возлюбленными небесных танцовщиц – апсар, гандхарвы в эпосе в первую очередь рисуются как певцы и музыканты, которые услаждают богов на праздниках и пиршествах.
В сутрах довольно
своеобразно описана местность, где обитают
Небесные Короли: в 1000 йоджан от Сумеру расположен
город Дхитараштры, называемый Высшая мудрость.
Он простирается крестообразно на шесть тысяч
йоджан и окружён семистворчатыми стенами с семью
крепостями и семью рядами деревьев. Всё вокруг
украшено семью видами драгоценностей. В
соответствии с этим образцом строятся описания и
остальных городов небесных правителей. Причём
Бисямон управляет тремя городами. Далее
перечисляются населённые бесчисленными птицами
пригородные парки, где цветут благоуханные
лотосы.
Вайшравана
(Кунсайт).
Властелин севера Вайшравана (яп. Бисямон «Многослышащий») имеет тело жёлтого цвета. В правой руке он держит зонтообразный стяг, в левой – мангусту, изрыгающую драгоценности. Свиту его составляют демоны – якши с головами животных и ракшасы. Это мифические существа, имеющие отношение к плодородию и благожелательные к людям (хотя якшини, согласно поверьям, едят при случае человеческое мясо и пьют детскую кровь). Отметим попутно, что якшини – излюбленные персонажи в пластическом убранстве ступ – древних буддийских реликвариев. В иконографии образ якша имеет две трактовки – это либо совершенный юноша, либо мощный старик с отвислым животом.
Бисямон является не только одним из Четырёх Небесных Государей, но входит также и в семёрку богов счастья. Он - само воплощение мужественности и отваги. Закованный с головы до ног, Бисямон один из действующих персонажей знаменитого эпоса «Махабхарата». Он повелитель северной части мира и хранитель неисчислимых богатств.
Из Четырёх Небесных Королей Бисямон пользовался особой народной любовью, так как он заведовал денежными делами и мог озолотить надлежащим образом ему угождающих. Соответственно, и почестей ему воздавали больше.
Выделенный среди всех остальных «небесных царей», Бисямон стал полноправным членом новой интернациональной команды «богов счастья», часто изображаемых плывущими вместе на одном корабле, явно по образу и подобию китайского экипажа «восьми бессмертных»
На японском же «корабле
сокровищ» (такарабунэ), как его называют,
китайская сторона представлена тремя
персонажами, индийская тоже тремя и японская
одним.
Вирудхака
(Нефрит)
Властелин юга – Вирудхака (яп. Дзо:тё:тэн, «Достигший высот») имеет тело синего цвета. Его атрибут – меч. Он повелевает пожирателями человеческой плоти демонами кумбхандами и претами.
Кумбханды - существа, чьи тестикулы подобны горшкам. Это, как правило, враждебные людям духи, а облик, который они принимают, всегда уродлив. Однако в качестве свиты Вирудхака они почитают Будд и Бодхисаттв. Согласно известному каноническому сюжету, Вирудхака читает мантру (словесную формулу, обладающую силой направленного воздействия), которая освобождает кумбханд от желания вредить людям. Несмотря на довольно частое упоминание кумбхандов в сутрах, связанные с ними индивидуальные сюжетные линии отсутствуют.
С претами сложнее, поскольку нет единого мнения, кто это такие. По древнеиндийской мифологии это духи умерших, в течение некоторого периода после смерти остающиеся жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определённый ритуал, чтобы преты не стали демонами из свиты одного из богов, но соединились с отцами в небесном царстве. В буддийской же мифологии преты - духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, например, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер жизни, где преты (они же голодные духи) живут), преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше, чем игольное ушко. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни был жадным и прожорливым.
Вирупакша
(Зойсайт).
Властелин запада Вирупакша (яп. Ко:мокутэн, «Широглазый») имеет тело красного цвета. Его атрибут – змей (нага), а также ступа (пагода). Свиту его составляют наги, а также демоны пишачи.
Наги – мифические змееподобные существа. Они, согласно буддийским представлениям, подразделяются на тех, что живу в воде и сухопутных. Они обладают способностью принимать человеческий облик. В этой личине наги зачастую вступают в любовные отношения с людьми. Наги склонны к гневу, их дыхание ядовито, а взгляд обладает смертоносной силой. Однако к буддизму они проявляют приверженность. В мифологии Махаяны наги выступали в роли хранителей некоторых текстов, до той поры, когда пришло «должное время» предъявить эти тексты людям.
Примечателен способ
общения Четырёх Правителей. Когда великий
Вирукпакша желает прогуляться в парке, он
направляет мысль об этом Дхритараштре, и тот
понимает, что Вирукпакша приглашает его на
совместную прогулку. Таким же образом он
передаёт весть другим
правителям и их свите. Все, получившие мысленное
сообщение, умащают себя благовониями, наряжаются
в драгоценные одежды и в прекрасных экипажах
отправляются на встречу.
Заключение.
Четыре
Великих Правителя – одна из наиболее устойчивых
буддийских мифологем. В процессе
распространения буддизма на Дальний Восток, в
Тибет и Юго-Восточную Азию эта мифологема
подвергалась определённой модификации, но
сохранялась её базовая идеологическая функция –
предписание оберегать Учение посредством охраны
четырёх стран света.
«Классический буддизм» Т. В. Ермакова, Е. П. Островская.
«Синто», «Японский буддизм» А. А. Накорчевский.
«Избранные сутры китайского буддизма» издательство «Наука», перевод с китайского Д. В. Поповцева, К. Ю. Солонина, Е. А. Торчинова.
«Мифы народов мира» издательство «Советская энциклопедия».