Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.  


Амитей

Некоторые интересные факты о природе

демонов и демонизма

(Некоторые факты и наблюдения за злодеями СМ)

Посвящается Funny Valentine, с огромной

благодарностью за ее идеи и

титаническую помощь при написании

 

Темные, давайте окинем взглядом фанфикшен и задумаемся. Что мы на данный момент времени имеем? Массу текстов, в которых действующими лицами являются демоны. И что же они там делают, по большому счету?

  1. Решают свои личные проблемы, думая на досуге над вечными вопросами и переосмысляя оные. Как то: быть или не стоит, что делать, если он мне нужен в постели, а меня не любит, кто виноват, что я (не) хочу идти в спальню королевы… И так далее. Причем, возьму на себя смелость включить сюда как темнокоролевские разборки, так и иногда все же встречающиеся по старой памяти взаимоотношения ТК и остального мира (миров).
  2. Вспоминают о государственных делах, патрулируют границы, ходят на оперативки, воюют, спасают или захватывают подвернувшиеся миры.

 

 

При этом все авторы сходятся на том, что они демоны. И не удивительно. Демон, как оказалось, очень удобное понятие. Это мы скоро выясним. А пока посмотрим, что же такое по фанфикам демон, и чем он от всего прочего разумного прямоползучего отличается.

  1. Не человек. Почему – чаще всего не указывается, да и, собственно, зачем?
  2. Умеет: насылать иллюзии, ворошить звезды, кидаться ледяными кристаллами или файерболами – в ассортименте. И обязательно – телепортироваться. Почему, как и с какой стати – мелочи, не заслуживающие внимания.

 

 

Тут, если позволите, небольшое отступление. Я ни в коем случае не против того, чтобы в фанфиках отсутствовали сложные неудобоваримые формулы, таблицы и схемы, фанфик – не задача по нахождению коэффициента преломления луча звезды во лбу Нефрита при предсказании. Эта статья, в основном, пишется исключительно для того, чтобы лично мне стало ясно, что за существа демоны, и с каких точек зрения на них можно взглянуть. Ну и естественно, я не могу не поделиться свалившимися на меня откровениями с собратьями по королевству. Отступление кончилось. Вернемся к нашим любимым четырем барашкам.

После долгого и упорного ломания глаз и мозгов над справочной литературой, мне, наконец, стало абсолютно ясно и понятно, что я не понимаю ничего. Нет, определения демонов существуют, и их довольно много… да что там, ими можно завалить даже такого медведя, как я. Но они не проясняют ровным счетом ничего. На первый взгляд, по крайней мере.

Немного поднатужившись, их число можно сократить до трех.

  1. Демон – как совокупное определение всего того, что попадает в категорию между человеком и богом.
  2. Демон – как временное воплощение в каком угодно существе высшей силы, делающее его на время своего воплощения равным богу.
  3. Демон – как дух, или даже душа человека.

 

 

Из этих определений нельзя выявить ни одного признака, которым должен обладать демон, чтобы быть демоном. Например, исходя из первого, можно предположить, что сколь бы различные существа ни относились к демонам, уж человек и бог ими быть не может. Уже хлеб! Но не тут-то было. Исходя из второго определения, демон прямо приравнивается к богу, а исходя из третьего, является, если не человеком, то попросту - его частью. То есть – второе и третье определения перечеркивают первое. Но ладно. Первое, в конце концов, можно и отбросить, хотя оно тут самое приличное.

Что дальше? Взглянув на второе определение, мы обнаружим, что демон – вообще очень любопытное существо. Давайте для наглядности представим простую электрическую лампочку. Пока свет выключен – она просто стекляшка с относительным вакуумом, парой проводков и спиралью внутри, то есть – “какое угодно существо”, но стоит выключатель повернуть – и перед нами источник света, которому любой, не видевший никогда лампочки и не знающий, что такое электричество, с удовольствием попоклонялся бы. Как богу. То есть, относительно второго определения, лампочка, или на худой конец электричество, – демон. Устраивает? Меня не очень.

Даже если не брать во внимание, что второе определение не очень согласуется с первым, и, кстати, с третьим. Ибо, если человек все же – какое угодно существо, то третье определение лишает этого почетного звания все другие существа. Но даже это – не главное. Главное то, что при контаминации второго и третьего определений демон становится частью части – души (у человека, уважаемые нелюди, есть еще как минимум тело), причем – довольно нестабильной частью. А ежели он, как душа, наличествует у человека всю жизнь, то разрешите мне вопрос: почему тогда люди не боги? Если часть их души (или вся душа, мне не жалко) – демон равный Богу.

То есть, при сопоставлении трактовок, мы имеем большую кучу противоречий. Не могу не сказать, что теперь мне стало совершенно ясно откуда берутся теологические споры. Давайте отступим от традиции, и попробуем взглянуть, что будет, если не сопоставлять определения, а рассмотреть каждое из них на примерах персонажей первого сезона СМ.

 

  1. Демон – как совокупное определение всего того, что попадает в категорию между человеком и богом.
  2. Сюда же включаем гарпий, русалок, эльфов, и так далее, кроме всего прочего – сейлоров, юм и королеву Берилл. В том смысле, что ни борцов за добро и справедливость, ни подшефных лордов назвать ни людьми, ни богами нельзя, значит, для их определения остается только термин “демон”. То есть – все население ТК, сейлоры, Смокинг – свободно умещается в полутора строчках. На обочине остается одиноко сидеть и булькать Металлия, которую в демоны не взяли, потому как было заявлено (опять, кстати, без доказательств), что она богиня. с одной стороны, конечно, жалко оставлять ее в одиночестве, но – как представлю, сколько народу набилось в полутора строчках, отведенных под демонов… Пусть лучше богиня посидит на просторе.

    И какими же свойствами наши демоны могут обладать? - спросим мы их. А заодно спросим самих себя – какими мы их наделяем?

    А) относительным бессмертием (то есть, убить-то их могут, но от старости – не помрут). Что тоже, кстати говоря, не доказано, слишком быстро их свели на нет.

    Б) некими сверхъестественными силами: телепортация, телекинез, и специфическими: повелевают, так сказать, “стихиями” (сразу оговорюсь, я прекрасно сознаю, что иллюзии, скажем, совсем не стихия, но пусть это пока так называется. Это, кстати, еще одно заблуждение, довольно распространенное).

    В) то есть, в языческой терминологии наши демоны считались бы антропоморфным воплощением своей магии: Звезд, Пространства… Тут возникает проблема с юмами и Берилл, которые, если и подходят под этот пункт, то не все.

    Г) относительно христианского мировоззрения они выглядят как проявления “нечистой”, “небожественной” силы, то есть, попросту говоря – черти, а сейлоры в свою очередь – как ангелы. (Кстати, мне ни разу не приходилось сталкиваться с тем, чтобы это слово применялось к нашей четверке, а ведь оно в свете данного определения очень подходит: те, кто находится на чертЕ, на границе между человеком и богом).

    Д) эта характеристика, опять же, иногда проскальзывает, но обычно внимания ей не уделяют: демоны, как обычные существа, просто порожденные иной реальностью: собственно, самим ТК. И их способности тогда можно понимать сродни нашей привычке использовать технику. А слово “демон” приобретает еще одно значение: пришелец.

    Кроме того, в пределах этого определения в моем воспаленном мозгу зародилась некая идея. Кратко она выглядит так: Великая четверка – вампиры. Энергетические. И этому бреду даже есть доказательства. Вот смотрите: энергию пьют у невинных граждан? Пьют. И не важно, что не для себя им эта энергия нужна, а для Металлии. Комары (то есть, комарихи) кровь тоже пьют не для себя, а для комарят, однако комаров вампирами кто только не обзывает (причем всех, – не разбираясь в полах). То есть, как изрекла Funny Valentine: “принципиально действие, а не мотив”. А глаза? У обычных вампиров глаза красноватые, у наших – синевато-зеленоватые белки. Так как вампиры – это изначально – прах, то после смерти они в прах и обращаются. То есть трупов вампиров не бывает. А что там с нашими? То-то. Быстрорастворимое мерцающее облачко. А клыки Берилл, так сказать – матери-вампирши? А история о том, что когда-то, до того, как стать Великой четверкой, они были людьми? А потом их превратили… И много есть способов? А так – куснул пару-тройку раз – и готово – подопытный помер и стал бессмертен. И еще – с этой точки зрения понятно, почему юмы, ими сотворенные (или их подшефные) так замечательно качают энергию: новое, возможно поэтому более слабое, поколение вампиров (кстати, Видимо, поэтому лорды априори слабее Берилл). А силы… Думаю, в этом случае, их действительно можно рассматривать, как дар Металлии, а саму Металлию, не как богиню, как а мага-некроманта (вампиры все ж таки прежде всего мертвецы).

    Но наши лорды не просто вампиры. Энергия – не кровь. Насколько я представляю обычные вампиры от живых отличаются тем, что у них отсутствует душа – поэтому и в зеркале нечему отражаться, и тень отбрасывать. С нашими же, думаю, ситуация будет обратная: у них нет тел (от нормальных вампиров после смерти хоть прах остается, а от этих – вообще ничего), а есть одни сплошные души. И, ОЧЕНЬ вас прошу, не спрашивайте, как там у них в этом случае насчет секса. Очень.

  3. Демон – как временное воплощение в каком угодно существе высшей силы, делающее его на время своего воплощения богом.
  4. Ну, основными подозреваемыми по этому пункту сразу становятся Демоны Радужных Кристаллов и все Сейлоры с Маморо в купе. То есть, они явно, до пробуждения/призыва силы никакими сверхестественными способностями не обладают. Нашу четверку под этим углом можно рассматривать как воплощение в них силы Металлии (потому как по одной, достаточно распространенной теории, Великолепная четверка в прошлом тоже была людьми. И, надо думать, без особых магических дарований). Сразу оговорюсь. Применительно к данному вопросу под характеристикой “равным богу” подразумевается возможность использования сверхспособностей – предсказания, двигания предметов, метание огненных стрел и исполнение водных рапсодий. И только! Об определении “бог” я больше не скажу здесь ни слова. Я еще жить хочу, а не погибать во цвете лет под лавиной информации.

    Далее возникает следующий вопрос: допускать ли в моменты “одемонения”, так сказать, свободу воли одемоненного. Проще говоря: является ли субъект одним и тем же субъектом при наличии и отсутствии в нем демона? На мой взгляд – да, потому как, если принимать во внимание приведенное выше описание “бога”, одемонение является просто приобретением на некоторое время сверхспособностей. Конечно, эти силы могут и сами взять ситуацию под свой контроль. Но могут и не брать.

  5. Демон – как дух, или даже душа человека.

Относительно этого определения есть довольно скучная версия: в самих обычных людях-лордах живет демон, пожалованный им Металлией, благодаря которому они обладают определенными силами. То есть – смотри выше. То же самое – со свободой воли – в ассортименте. И есть версия позапутанней и, следовательно, поинтересней: если демон – это весь лорд целиком, то есть одна сплошная душа (понятно, почему, кстати, возникло расхожее мнение о том, что у демонов нет души – нафига им, если они сами душа?), как мы уже предполагали в вампирской теории, то где-то должно быть и тело. Оно и есть. Угадайте кто? Считайте попытки.

Это – сейлоры! Ой, только не надо меня бить. Я сейчас все расскажу и без пыток. Смотрите: их по пятеро с каждой стороны. Что-то общее у них все равно быть должно, даже если мангу не трогать. Самый яркий пример – общая страсть Усаги и Берилл к Смокингу, так сказать, влечение и тела и души. Прочие пары я сформировывать не берусь, потому как это – исключительно дело вкуса и предпочтений. Мое дело – идею выдать и постараться, чтоб она хотя бы выглядела доказательной, а с воплощениями – это сами. Что мы имеем в этом случае? Практический пример из средневекового схоластического учебника, но только перевернутый с ног на голову: противостояние тела и души (Сатаны и Бога), каждое из которых стремится другое изничтожить. По-моему похоже. И даже не надо никаких планов захвата Земли… Какие имеются детали. Есть замеченная Funny Valentine закономерность: как бы души с телами не распределились, свою душу самолично изничтожить сумела только Усаги. У остальных руки не дошли. И мне приятнее думать, что убить душу способно только то тело, которое ее родное. А поэтому – почему бы лордам не воскреснуть? Без Берилл. И особняком в стройных рядах одиноко стоит Смокинг, которому пары не досталось, и пришлось ему бедному играть две роли в одной шкуре, и переключаться: то Темный Эндимион-душа, то Смокинг-тело... У кого угодно крыша съедет. Даже промывания мозгов не понадобится.

Вот и подползаем мы к концу моего безуспешного сражения с демонами. Что, так сказать, имеем на выходе?

А имеем то, что Shi Tennou так или иначе подходят под любое определение демонов, что, согласитесь, говорит об универсальности образов 4 лордов и о множестве возможных способов их художественного воплощения. Именно этого мне и хочется пожелать от всей своей чешуйчатой души тем, кто ознакомился с плодами, откопанными мной в груде справочников, и с трудом расфасованными по ячейкам.

Критика

Fanfiction

На основную страницу