Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.  

Funny Valentine

(иллюстрации Мисс Китти)

О демонизме и человечности демонов

 

Идея этой статьи родилась в ходе многочисленных дискуссий с разными авторами о том, по праву ли герои наших фанфиков гордо называют себя демонами, и о том, что же такого в них демонического. Практически все участники дискуссии, включая меня, пришли к выводу, что «демонизм» героев ощущается интуитивно – в одних произведениях он почему-то есть, в других нет. Впрочем, отдельные личности утверждали, что вообще не понимают, что такое «демонизм», и что пишут они о людях. Ну что ж, авторам, конечно, виднее. И все же… наберусь наглости и позволю себе с ними не согласиться.

С моей точки зрения о Shi Tennou и иже с ними, просто как о людях, практически никто не пишет. Столь любимые нами борцы за темное дело как минимум практикуют магию и способны к перерождению, а это уже как-то не по-человечески. Все-таки что-то притягивает нас в таких персонажах, и писать мы беремся именно о них, а не о Пете и Васе с соседней улицы, и даже не о аномально красивых и сексуальных, но смертных Юджине и Алжероне.

Что же касается интуитивного понимания демонической природы Shi Tennou и проч., то оно вполне может послужить первым шагом к осмысленному и чуть более логически обоснованному пониманию. Разумеется, это статья не претендует на серьезное исследование. Она поверхностна, предвзята, и примеров из фанфиков, подтверждающих высказываемые идеи, в ней довольно мало. Относительно последнего скажу так – во-первых, примеры подбирать было лень, а во-вторых, потребности в них особой не вижу, т.к. если уж читатель добрался до моей статьи, то фанфики он читал (хотя, конечно, могут быть и исключения).

Итак, мы пишем о демонах – существах нечеловечески могущественных, нечеловечески прекрасных, нечеловечески жестоких и… в общем, совершенно нечеловеческих. И все же мы пишем о людях. С совершенно человеческими желаниями и стремлениями, с человеческой болью и радостью, счастьем и несчастьем. Ничего принципиально нового мы не изобретаем, а только модифицируем то, что уже есть в нас, дополняя привычные образы мечтами о волшебном и недостижимом. Ударяться в психологию и задумываться о причинах этого явления не стану – занудных рассуждений в моей статье и без того хватит. Хочу только отметить следующее. Создавая демонов, за основу мы берем людей (в этом смысле «Заговорщики» Ящерки Кат, «Невинные агнцы» Kitane и наше с Тай «Это могло быть так» весьма символичны), однако наделяем их иным сроком жизни, иными целями существования, возможностями и, как следствие, ценностями.

Кстати, стоило бы задуматься, какое влияние такие модификации окажут на их чувства, мысли и поступки. Вовсе не утверждаю, что это влияние будет совершенно фатальным, напротив, грань очень тонкая – чуть-чуть измени человека, и получишь демона. Чуть-чуть – и этого уже достаточно, чтобы задеть в душе какие-то струнки. Разумеется, никто не мешает придумать совершенно нечеловеческий персонаж, вот только, боюсь, он уже не будет так интересен. Да и убедительным не выйдет. Не способен человек проникнуться совсем чуждым менталитетом.

В этой статье я хочу перебрать основные характерные черты местных темнокоролевских демонов и попытаться понять, укладываются ли они в рамки моих (ну, уж извините…) представлений о «демонизме». В своих рассуждениях я буду основываться на том, что Shi Tennou (ограничусь ими), хоть порой и человечны до неприличия, все-таки существа со сверхспособностями и сверхвозможностями, а руководствоваться буду логикой и здравым смыслом.

Итак, приступим. 

 

1. Долгожительство и способность к возрождению

Надо сказать, поклонникам очаровательнейших злодеев из СМ-1 необыкновенно повезло. Хотя создатели сериала (явно на стороне светлых, мерзавцы…) кровожадно убили  наших любимых героев, но они же, насколько я понимаю, предусмотрели для них возможность возродиться. Ну, хотя бы из тех соображений, что сейлор-воинам можно, а демонам разве нельзя?

Напротив этого пункта поставлю плюсик. С моими представлениями о демонизме он еще как согласуется.

ver1.jpg (19092 bytes)Только есть одна маленькая деталь. А попробуйте-ка представить существо, которое живет тысячелетиями, и знает, что даже в случае смерти возродится. Попробуйте понять, как оно воспринимает мир, что для него ценно, чего оно боится. («Нефрит просто еще очень молод. Конечно, он старше Зойсайта на несколько тысяч лет, но до постижения истинной мудрости ему еще далеко». Миледи Фаренгези, «Смерти вопреки».) Что касается истинной демонической мудрости, то моей человеческой фантазии здесь хватает лет на 500. Ну, в пределах тысячи, если поднапрячься – учитывая многочисленные перерождения, иногда с потерей памяти. В этом отношении меня впечатлила Тихе – Джедайту в «Избраннице» кое-где действительно можно дать пару-тройку тысяч лет (особенно на фоне Хризолит; контраст – великая вещь), но данный случай – исключительный, в том числе и для упомянутого автора.

Обычно же чем чаще авторы говорят о солидном жизненном опыте своих героев, тем меньше в него верится. Потому вполне понимаю тех, кто делает Shi Tennou совсем юными, чуть ли не подростками. Определенно, резон в этом есть.

И маленькое замечание. Если демон живет ну ладно, не тысячи, но хотя бы сотни лет, это означает, что времени для интеллектуального развития у него было предостаточно. Даже если задатки не ахти какие. Литература удобна тем, что персонаж может быть умнее автора (хм… ненамного, правда). Пользуйтесь! 

 

2. Важность физической составляющей бытия

Традиционно демоны считаются тонкими, духовными сущностями, однако благодаря добрым создателям сериала и манги, а также авторам фанфиков Shi Tennou обрели плоть и страсть к связанным с ее наличием удовольствиям.

Собственно, этому пунктику тоже поставлю плюсик. Правда, с одной оговоркой.

ver2.jpg (24215 bytes)Для начала, аргументы в пользу плюсика, коих будет два: метафизический и обывательский. Метафизический предназначен для людей особо дотошных (вроде меня) и состоит в следующем: тьма, которой служат демоны, напрямую связана с темной   стороной человеческой души, пороками, инстинктами – а соответственно, с материальным существованием. Собственно, эту мысль мы с соавтором уже высказывали посредством лорда Нефрита в «Свободе выбора»: «С телесным – это уж вы к темным, пожалуйста. То есть, к демонам. Воплощениям всевозможных человеческих пороков и страстей. А для них физическое тело просто позарез необходимо – мне ли не знать!». В свете (хм…) сказанного совершенно очевидно, что демоны не просто являются существами из плоти и крови (иногда почему-то зеленой), но и извлекают из этого максимальную пользу – чем, в частности, объясняется их особенная слабость к сексу и полное отсутствие комплексов в этом отношении. Нет, авторы конечно много чего понапридумывали, но с моей точки зрения, нет у демонов никаких комплексов (разве что в состоянии амнезии), а также никакой излишней скромности и никаких физиологических проблем вроде… э-э… так, ладно, здесь лучше промолчу. Аргумент обывательский куда проще и понятнее – кому интересно читать байки из жизни духовных сущностей, которые даже трахаться не умеют?

А теперь оговорка. Между прочим, хотелось бы напомнить, что Shi Tennou не только красивы и привлекательны, но еще и являются генералами Темного Королевства. Это к тому, что кроме любви (во всех ее проявлениях), пьянства и расчленения юм, у них есть еще много интересных и полезных занятий. Впрочем, если предположить, что Великие Демоны действительно большую часть времени посвящают перечисленным развлечениям, то становится понятно, почему они, несмотря на всю свою крутость, проиграли войну сейлорам (у меня deja vu – кажется, эту мысль кто-то уже высказывал, вот только не помню, кто). 

 

3. Неземная красота и совершенство

Разумеется, у людей не бывает изумрудных и сапфировых глаз (и уж звезды в них точно не отражаются), золотых и серебряных волос, атласной кожи, пахнущей вишней или дикой малиной, голосов, мягких, как бархат, или звонких, как весенний ручей. В описании человека подобные эпитеты используются редко, да и то в иносказательном смысле. Для демона же они  не только допустимы, а просто незаменимы, потому что не приукрашивают действительность, а отражают истину.

ver3.jpg (15587 bytes)Без всяких сомнений, Shi Tennou должны быть необыкновенно хороши собой. При всех остальных достоинствах нельзя отказывать им в такой малости. Кроме всего прочего, нереальная конфеточность демонов лишний раз подчеркивает их нечеловеческую природу. Короче говоря, плюс этому пункту.

И, как всегда, оговорка. Не обязательно давать полное описание персонажей каждый раз, когда они появляются на сцене. Зато упоминание какой-нибудь маленькой детальки, особенно если оно выполнено не самым банальным образом, может очень украсить повествование. Например:

“Звёздный Свет!” – тёмная грива волос разделяется на пряди-змеи, серебряные искры заливают черноту зрачков, и струя голубого огня рвётся с пальцев». Тэрайе Тень «Этого не было. Эпизод 2».

Блеск! 

 

4. Магия или нефизическая составляющая

Этому пункту следовало идти первым, и только руководствуясь основным традициям местного ТК, я отодвинула его на четвертое место. На самом же деле демон (абстрактный, не Shi Tennou) может быть смертным, бестелесным и совершенно непривлекательным, но волшебная демоническая сила от него неотделима. Магия – это далеко не только способность швыряться файерболлами и материализовывать бокалы с вином. Это сущность демона, настолько тесно сплавленная с его личностью, что выдвигать предположения типа «а что будет, если лишить Зойсайта магии?» кажутся мне совершенно нелепыми. Ну, может и можно лишить Зойсайта магии. И что-то даже будет. Но уже не Зойсайт. Впрочем, почему бы и про этого не-Зойсайта не написать…

Мне кажется, что реальность для демонов – нечто намного большее, чем физический ее план, который воспринимаем мы. Существование тонких материй и энергий для них столь же бесспорно и очевидно, как и существование материй грубых (например, того же тела). И этот факт очень сильно влияет на мировоззрение и поведение существ, которых мы называем демонами. А вот теперь в качестве упражнения попытайтесь представить себе личность, сущностью которой является (по мере возрастания сложности):

(1) огонь и ветер;

(2) звезды, как носители силы и информации;

(3) сны и иллюзии;

(4) хаос и пространство (по некоторым вариациям – еще и время).

Ну как?

ver4.jpg (20233 bytes)Из всех авторов, которые писали на эту тему, наиболее убедительной мне показалась Тэрайе Тень. А вообще, дорогие коллеги, это ж такой неразработанный пласт! М-м… Может попробуем?

Так или иначе, этому пункту ставлю большой жирный плюс.

Ну и по традиции, небольшое замечание. Все-таки в очень многих (если не в большинстве) фанфиков магия выступает всего лишь как подручное средство – переместиться, напасть, отбиться, скрыться, полечиться. Напиться, наконец. И снова полечиться – от похмелья. В общем-то, тоже неплохой подход. Единственное, чего хотелось бы – это целесообразности и хотя бы минимальной убедительности магических манипуляций.

Вот, например, зачем Shi Tennou периодически материализуют себе из ничего одну и ту же стандартнейшую  униформу, которую можно просто достать из шкафа и надеть? Ну, пусть с помощью юм, если уж самим зазорно. Я ничего не понимаю в физике, но дается мне, на это действие каждый раз уходит столько энергии, что с ее помощью, например, лорд Джедайт раз десять смог бы внушить Королеве, что она его любит, как сына, и уважает безмерно, и ни в какой Вечный Сон не попасть. 

 

5. Трагизм и тяжелые жизненные обстоятельства

Беды и несчастия преследуют Великих Демонов из фанфика в фанфик. Традиция положена еще создателями сериала, которые сначала по очереди мучили каждого из демонов, а потом убивали. Хотя, надо отдать им должное, мучили не слишком сильно и не слишком долго – наверное, не желая вызывать у зрителя слишком много сочувствия к отрицательным персонажам. Но местные авторы оказались достойными преемниками традиции и блестяще довершили дело, начатое японскими аниматорами.

ver5.jpg (21651 bytes)Жестокие страдания, которым фанаты подвергают своих любимых героев (причем, чем любимее герой, тем ужаснее страдания) очень разнообразны: избиения (вплоть до членовредительства); изнасилования (об этом подробнее в следующим пункте); унижения, моральные и физические; ненависть, презрение и непонимание со стороны окружающих (людей или других демонов); алкогольная и наркотическая зависимость (см. Ящерка Кат и Злобский Мурчик «Конец тысячелетия», Мисс Китти «Something Wild»); и, наконец, муки неразделенной любви (хм… а иногда и разделенной тоже; например, в «Избраннице» Тихе с первого взгляда взаимное чувство между Джедайтом и Хризолит обеспечило героев страданиями уже на две части – и это еще не конец…). Кажется, нет таких неприятностей, которые еще не сваливались бы на лордов Темного Королевства (или часто – на будущих лордов).

И то правда, жить приятнее в спокойствии и безмятежности, а читать – о страданиях и метаниях. Такова уж человеческая натура. Так что не согласиться с авторами, изобретающими для Shi Tennou все новые и новые тяжкие испытания, трудно.

И все же не соглашусь. Хотя бы отчасти. Хотя бы потому, что количество этих тяжких испытаний зачастую превосходит все разумные и неразумные границы, и окажись на месте наших любимых героев люди, они, бесспорно, давно умерли бы, не выдержав столь ужасных условий существования. Однако наши любимые герои не какие-то там Homo Sapiens, а Великие Демоны, и потому они выживают, а если не выживают, то воскресают, и с готовностью идут навстречу новым бедам и несчастьям. Однако проблема в том, что я-то все-таки отношусь к виду Homo Sapiens, и мое человеческое сердце этих бесконечных страданий зачастую вынести оказывается не в состоянии.

Но оставим на время в стороне зверскую жестокость мира и коллег по работе. Более тонким и изощренным вариантом измывательства над персонажем является неизбывный трагизм его существования, как таковой. Казалось бы, демоны уже стали Великими Демонами, получили титулы лордов, магическую силу, каждый – свой замок и толпу юм в подчинение. Никто уже не бьет и не насилует их, не заставляет грызть черствые корки и спать в подворотне. Но оказывается, настоящие страдания только начинаются.

Нефрит тут же начинает мучиться неясной тоской и отсутствием душевного тепла. Джедайт – сознанием своей недостаточной крутости, а заодно на протяжении столетий сохнет по Нефриту. Зойсайт терпит хорошо замаскированные и нескончаемые нападки со стороны все того же Звездного Лорда (вот, оказывается, кто главный злодей!), на которые почему-то не в состоянии достойно ответить, попутно рыдая по ночам в подушку из-за того, что Кунсайт не воспринимает его серьезно, а Берилл – спит и видит, как бы его извести. Кунсайт же страдает от необходимости выполнять обязанности фаворита Королевы, а также от излишней привязанности к Зойсайту (вариант – от отсутствия все того же тепла). И вообще, складывается впечатление, что Темное Королевство – место настолько ужасное, что жить там можно только в нескончаемых душевных муках.

Что ж, страдания моральные, пожалуй даже, еще интереснее с литературной точки зрения, чем физические. Более того – в гомеопатических дозах для развития личности они полезны. Однако если дозы перестают быть гомеопатическими, а курс приема этого духовного стимулятора растягивается надолго (а с демонами почему-то иначе не получается), то действие, которое он оказывает, становится разрушительным. Коротко говоря, не верю я в многовековые мучения, потому как беспрестанно страдающая личность должна в конечном итоге свихнуться, деградировать, самоликвидироваться или… все-таки излечиться от своего трагизма.

Этот пункт вызывает у меня достаточно противоречивые чувства и мысли, и оценить его однозначно положительно или однозначно отрицательно как-то не выходит. Поставлю-ка я ему плюс-минус – мучить своих героев конечно нужно обязательно (хотя бы чуть-чуть), но неплохо бы и меру знать. 

 

6. Хаслерство

ver6.jpg (17858 bytes)Наиболее частыми проявлениями жестокости мира по отношению к нашим демонам являются многочисленные изнасилования и работа на панели. Жертвами маньяков и сутенеров, как правило, становятся Зойсайт и Джедайт. Нефрит изредка страдает от домогательств Кунсайта – эксклюзивно (а зря, из него получился бы шикарный жиголо…). Сам Кунсайт… э-э… вроде бы вообще не страдает (напротив, по этому пункту он зачастую выступает главным злодеем), если не считать обязанностей лучшего друга Берилл. Хотя один случай непотребства по отношению к величайшему из великих все же помню – в «Когда-нибудь» у Акиры Куросавы.

Долго рассуждать на эту тему не буду, потому что душа моя однозначно протестует против такого надругательства над Великими Демонами. Ставлю этому пункту минус.

Но без оговорки, конечно, не обойдусь. Теоретически допускаю, что при наличии желания и таланта вполне можно написать хороший фанфик, содержащий сцену изнасилования. На свете много есть вещей, друг мой Гораций…  

7. Жестокость

Не только демоны страдают от жестокости мира, но и мир страдает от жестокости демонов, и последний вариант с точки зрения демонизма кажется даже более логичным – по крайней мере, на первый взгляд. Действительно, ждать особого гуманизма от представителей сил Тьмы не приходится – создатели сериала дали нам это понять однозначно. Правда, помня о том, что смотреть аниме предстоит девочкам нежного возраста, проявления жестокости сильно ограничили, так и не дав нашим любимым злодеям развернуться, как следует. Однако авторы фанфиков и здесь наверстали упущенное японскими аниматорами, привнеся в реальность Темного Королевства изрядное количество пролитой крови, отрезанных голов и выпотрошенных внутренностей.

Свои садистские (не побоюсь этого слова) наклонности Великие Демоны реализуют, как правило, на юмах, которых они не устают крошить на кусочки, размазывать по стенкам, скармливать собакам, а в перерывах насиловать в извращенной форме. Правда, людям иногда тоже достается, хотя существенно реже (как ни странно).

Случаев откровенного беспредела в фанфиках описано предостаточно. Я думаю, потребности приводить примеры нет – читатели без труда вспомнят их сами. Вместо этого мне хотелось бы поразмышлять над вопросом: а насколько же демонической чертой является ничем не сдерживаемая жесткость?

7.jpg (18098 bytes)При всем разнообразии описанных зверств авторы изобрели на редкость мало, по сравнению с тем, что человечеству уже было известно. А что до отморозков… кстати, воспользуюсь случаем и напомню читателям, что это слово в современном русском языке означает человека, способного убивать и мучить, не терзаясь вопросами морали и угрызениями совести, и вовсе не характеризует тип темперамента (так что отморозков среди Shi Tennou четверо, а не двое). Так вот, что до отморозков, то они слишком часто встречаются именно среди людей (я думаю, будь их поменьше, мир бы только выиграл). Быть жестоким – это очень по-человечески. Причем жестоким к себе подобным – мы, конечно, осудим мальчика, который мучает собачку, но обыватель сочтет его поведение всего лишь неприличным, отморозок – слишком мелким. Животных, кстати, многие отъявленные мерзавцы любят.

Также, как и демоны вполне могут «любить» людей (и даже юм). Существа, стоящие ниже по уровню развития, имеющие существенно меньшие возможности, могут умилять, развлекать или даже раздражать Великих Демонов, но, дается мне, плохо подходят для того, чтобы самоутверждаться за их счет.

Возможен еще один вариант – садизм, как психическое отклонение – но об этом подробнее в следующем пункте. Скажу только что персонаж, страдающий подобным расстройством, мне настолько несимпатичен, что ни писать, ни читать про него у меня не возникает желания.

И, наконец, у демонов есть еще одна причина для проявлений жестокости по отношению к людям – им нужна человеческая энергия (иногда для поддержания жизнедеятельности, иногда для возрождения Металлии, но это в данном случае не важно), которую они добывают, как правило, провоцируя жертву на эмоциональный всплеск или активную деятельность. Ну что ж, очень по-демонически. Именно этим и занимались злые духи на протяжении всей человеческой истории – подогревали в людях низменные (а какие они еще бывают?) страсти и подпитывались ими.

Homo Sapiens очень полезны демонам, хотя особо сокрушаться о причиненном им в результате откачки энергии ущербе те явно не собираются. Может быть, в этом и состоит демонизм – в безжалостности, а вовсе не в жестокости? В равнодушии по отношению в жертве. Она может быть забавной – я думаю, что наблюдать за нами демонам куда интереснее, чем нам за зверушками, все-таки по степени разумности мы с ними ближе – к жертве можно даже привязаться, но воспринимать смертных всерьез, по-настоящему сопереживать их проблемам… нет, на такую глупость демон навряд ли способен. В крайнем случае, он может относиться к конкретно взятому человеку, как к ребенку – существу, обладающему некоторым потенциалом, но не раскрывшим его (как мы помним, демоны получаются из людей). Но это, впрочем, тема для отдельного разговора, начинать который в рамках данной статьи мне не хочется.

А что касается жестокости, то я, пожалуй, заменю ее на безжалостность. И поставлю плюсик.  

8. Садизм, мазохизм, педофилия, амнезия и прочие психические отклонения

Из психических отклонений среди демонов наиболее популярны сексуальные, а из сексуальных – садизм и педофилия.

ver8.jpg (16433 bytes)В отношении садистских наклонностей количественно всех превосходит Кунсайт – он периодически насилует остальных демонов, причем зачастую с особой жестокостью (очень показательный пример – «Невинные агнцы» Kitane). Однако в качественном отношении он все-таки уступает Джедайту – для Повелителя Иллюзий характерен не любительский подход к воплощению идей де Сада в жизнь, а обстоятельный и профессиональный (прямо-таки клинический случай упомянутого извращения описан Дарой в «Морисе»). Периодически садистские наклонности проявляет Нефрит, и иногда даже Зойсайт (однажды он так зверски изнасиловал ни в чем не повинную юму… хотя нет, я обещала автору, что ссылаться на этот фанфик не буду). В общем, чаша сия не миновала ни одного из Shi Tennou.

Вслед за садизмом сам собой на язык просится мазохизм. Надо сказать, что в ярко выраженной форме этим отклонением никто из Великих Демонов не страдает, однако косвенные его признаки зачастую видны у того же Джедайта (вот уж первый извращенец в ТК!) и Зойсайта. Известно несколько случаев, когда даже Нефрит начинал получать удовольствие от наглых домогательств Первого Лорда. Однако в открытую в мазохизме никто из демонов не признается. Я думаю, это одна из характерных особенностей данного отклонения. Как только честно скажешь себе, что страдания тебе приятны, вся их прелесть тут же пропадет.

И, наконец, педофилия. Этим отличаются Кунсайт (в силу популярности образа инфантильного Зойчика, с особенной яркостью и выразительностью представленного, в частности, Ящеркой Кат), а также Нефрит (любящий, как юных девочек – см. например DarK, «Я – маленькая юма», так и мальчиков – как не вспомнить Twilight aka Jeddy с ее «Хаслером»).

Склонностей к другим, более невинным сексуальным девиациям, таким как некрофилия, эксгибиционизм, вуайеризм, нарциссизм, совершенно милый фетишизм, и даже банальный групповой секс за демонами замечено не было (хотя нет, в памяти всплывают какие-то упоминания об оргиях). Надо сказать, что никто из них ни разу не мастурбировал и не смотрел (не читал) порнографию – это не отклонения, конечно, но все к тому же. Ах да, гомосексуализм… ну, он на этом сайте (да и по моему мнению) извращением не считается.

Итак, подведем итог. Из всех возможных сексуальных отклонений авторы предпочитают приписывать демонам два наиболее – прошу прощения за это слово, но удержаться не могу – аморальных. Раз уж речь все-таки зашла об этом, позволю себе напомнить читателям (и писателям) одну очень банальную аксиому: в сексе позволено все, что делается партнерами, способными нести ответственность за происходящее, по обоюдному желанию и согласию. Аксиома эта верна, конечно, не для демонов, а для людей. Есть некоторый резон в том, что герои фанфиков с завидным постоянством ее нарушают – для кого еще могут быть характерны крайние формы беспринципности и аморальности, как не для представителей «общества злодеев»? Однако здесь самое время вспомнить, что Shi Tennou изначально созданы из людей (нами, а не Металлией), и оцениваем и любим мы их по человеческим меркам, а это значит, что есть некоторая граница, которую переступать не стоит.

В принципе, даже садизм и педофилия при желании могут быть поданы иронично, забавно (цикл «Ненависть» Лорда Джедайта) и даже мило (опять же, «Я – маленькая юма» DarK). Но если автор совершенно серьезно начинает рассказывать об изнасилованиях маленьких мальчиков и расчленении юм во время секса (особенно в подробностях), то его герои перестают вызывать у меня какие бы то ни было положительные эмоции, а само произведение – желание его читать. Пожалуй, в данном случае будет уместным отметить, что демонизм демонизмом, а пишутся фанфики для людей. И людьми, кстати… Так что вопрос морали (при всей моей нелюбви к нему!) в данном случае не столь уж неуместен.

Что же касается оценки пункта «сексуальные извращения» по шкале плюс-минус, то она вызывает у меня еще большее замешательство, чем пункт «трагизм». Но… все-таки соберусь с духом и поставлю минус (тем не менее, допуская редкие исключения). Ну не могу я любить извращенцев (гомосексуализм не в счет!). 

Из несексуальных психических расстройств у авторов фанфиков наибольшей популярностью пользуется постреинкарнационная амнезия (то есть полная или частичная потеря памяти после очередного возрождения). Очень милый и совершенно демонический вид заболевания.

Тема постреинкарнационной амнезии таит в себе неисчерпаемые возможности. Кроме того, ее не успели как следует затаскать – по крайней мере, в фанфиках. Подхода к этой теме мне видится два: психологический (с неясными воспоминаниями, подавляемыми чувствами, кошмарными снами и скользкими темами) и боевиковый (с преследованием непонятно кем и непонятно за что, погонями, прорывающимися в критической ситуации сверхспособностями, а также обретением крутизны и возвращением памяти – под занавес).

Боевиковый подход к теме амнезии (не обязательно связанной с перерождением) очень популярен в фантастической и приключенческой литературе, однако авторы фанфиков его не слишком любят (может, зря?). На нашем сайте явное предпочтение отдается психологическому. И то правда – с моей точки зрения он интереснее. Однако стоит помнить, что психологический подход (не только к этой теме) требует от автора определенного уровня мастерства и интуиции, иначе есть опасность свалиться в банальнейшую мелодраму.

В целом для Великих Демонов серьезные расстройства психики не характерны. Единственное встреченное мной исключение – случай раздвоения личности на фоне все той же постреинкарнационной амнезии, очаровательно описанный Iteki в «Belive…».

Кроме перечисленного, демоны периодически страдают депрессиями (особенно Нефрит – вспомните начало «Храма золотого дракона» Тихе и милую сцену самоистязания в «Записках влюбленной юмы» Юмы Антрцит), синдромом хронической усталости (это, разумеется, эксклюзивно джедайтовское – например, в «Сильнейшем» Аты Локкеан) и приступами истерии (Берилл – почти постоянно, даже примеров не надо, Зойсайт – периодически).

Вообще говоря, демоны – такие же «хладнокровные неврастеники», как люди и коты (прошу прощения, это уже не из фанфика, а из книги Терри Пратчетта «Кот без дураков»). Ну что ж, за то мы и любим литературных героев.

В целом против психологических и психических проблем, не связанных с сексом, у героев фанфиков я ничего не имею – даром, что этой тематикой авторы не злоупотребляют. Хотя наличие таковых – черта скорее человеческая. Демонам мы ее приписываем уже по аналогии с собой. То есть, такого рода проблемы напрямую с фактом демонизма не связаны, но и не противоречат ему. Этот пункт я считаю нейтральным и вместо плюсов-минусов напротив него ставлю нолик.  

9. Инфантильность

«Эх ты, горе аниматоров», – сказал лорд Кунсайт своему возлюбленному. По-видимому, он забыл добавить «…и фанатов». Повелитель Огня, безусловно, заслуживает любви и восхищения. В аниме он, пожалуй даже, самая яркая личность из всей Великой Четверки, а его юность и трогательная девичья красота только усиливают эффект. Однако и за первое, и за второе ему пришлось жестоко поплатиться.

К счастью, пример американцев, превративших Зойсайта в существо женского пола, широкого распространения на нашем сайте не получил. Однако другая пагубная тенденция – делать его не юношей, как предполагалось изначально, а ребенком, оказалась необыкновенно сильна. Авторы настолько любят подчеркивать и усиливать детские черты в этом герое, что, даже будучи по сюжету пятнадцати-шестнадцатилетним подростком, по психологическому возрасту он зачастую тянет лет на десять.

Образ вечного мальчика оказался настолько притягательным для многих авторов, что одним чрезмерно юным демоном они решили не ограничиваться. Следующим кандидатом на инфантильность оказался Джедайт, образ которого в аниме, казалось бы, ни к чему подобному не располагал. Впрочем, свое влияние здесь оказала известная фанатская манга, попавшая к нам из Японии, кроме всего прочего положившая начало любовной связи этого демона с Нефритом. Кстати, о Нефрите. Повелителя Звезд тоже отчасти коснулась инфантилизация – правда он в результате склонен время от времени превращаться не в миленького мальчика, а в трудного подростка. Что же касается Кунсайта, то он, по-видимому, настолько не подходит на роль слабого и беззащитного создания, что незрелость и юношескую несознательность в его образ редко кто привносит – если такое и случается, то непреднамеренно и в силу несознательности самих авторов.

ver9.jpg (19171 bytes)Разумеется, инфантильность нельзя назвать характерной демонической чертой, однако предлагаю задуматься над вопросом: является ли она для демона допустимой. По здравому размышлению приходится признать, что да. Если уж кто и способен всю жизнь действительно (а не иносказательно) оставаться ребенком, то это, безусловно, магическое, наделенное сверхспособностями существо – например, демон. Для большей убедительности можно вспомнить о многочисленных языческих богах, по сути своей к демонам очень близких (или даже являющихся таковыми), ухитряющихся на протяжении веков не менять своего возраста и сохранять связанные с ним характерные особенности. Так что положительная оценка этому пункту, кажется, так и напрашивается. Однако хотелось бы внести маленькую поправку. Никак не взрослеющий Зойсайт (а также ненамного отстающий от него Джедайт и т.п.) все-таки являются Великими Лордами, генералами Темного Королевства, правителями страны. Находясь на таком ответственном посту, демону, пожалуй, лучше не уподобляться ребенку чересчур сильно, а скромно ограничиться вечной юностью. Вот ей-то я и поставлю плюс.  

Заключение

Итак, осталось подвести итог и попытаться сформулировать ответ на вопрос: что же такое темнокоролевский демон, чем он отличается от человека или от другого нечеловеческого существа (ангела или демона из другой реальности). Как уже не раз подчеркивалось, Shi Tennou (все рассуждения относились в первую очередь к ним), наделены многими человеческими чертами – физическим телом (и любовью к плотским удовольствиям), умением вляпываться в неприятности, страдать от них и, наконец, побеждать. Им не чужды совершенно человеческие слабости и неврозы. Однако помимо этого в них есть совершенно недоступные для нас качества, прекрасные – красота, бессмертие, волшебство, и страшные – холодная безжалостность, потребительское высокомерие по отношению к нам, любимым, и чудовищная разрушительная сила. Нечеловеческая составляющая демонов и пугающа, и притягательна одновременно. Shi Tennou страшны, опасны – и неотразимо хороши. Наверное, это и есть их главная отличительная черта и основная причина нашей нежной привязанности к ним. Ну что ж, да здравствует демонизм и человечность демонов – в наших мыслях, в наших сердцах и наших произведениях.

В заключении замечу, что высказанные выше соображения основываются на моем личном представлении о демонах и, разумеется, могут сильно разниться с представлениями других авторов – и здесь ни у кого нет причин считать себя более правым, чем остальные. Кроме того, существует большое количество фанфиков, которые очень нравятся мне и при этом совсем не соответствуют моей концепции демонизма. Давно известный факт – в любом творчестве в первую очередь ценятся талант, мастерство и убедительность.

 

Критика

Fanfiction

На основную страницу