Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.  


Инструкция по рисованию фанарта.

Добрый вечер, ребята! Рады снова приветствовать вас в нашей студии. В нашу редакцию приходит много писем с просьбами научить вас рисовать фанарт. И вот поэтому мы решили подробно остановиться на этом вопросе. Сегодня у нас в гостях заслуженные учительницы рисования, лауреаты премий "Учитель года" - Клара Ивановна и Тамара Антоновна. Эти замечательные, талантливые педагоги согласились сегодня поделиться с нами секретами своего мастерства. Итак, поприветствуем наших героев и предоставим слово им самим.

Клара Ивановна: Здравствуйте, здравствуйте. Приятно, что молодежь нынче не перестала интересоваться изобразительным искусством...

Тамара Атоновна: ...и не утратила желания учиться.

Клара Ивановна: Именно. И не утратила желания учиться. Ну что ж, по многочисленным просьбам, сегодня мы поговорим с вами о рисовании фанарта. Итак, наша тема - "Фас". Что такое фас? Вы помните, что означает этот термин? Объект (а в нашем случае - демон) считается изображенным в фас, если он располагается строго лицом к зрителю, то есть - к нам. Естественно, при таком ракурсе особое внимание следует уделять лицу демона. И я подробно расскажу вам, как правильно рисовать лицо демона. Но - чуть позже. Начнем мы с азов. А именно с выбора бумаги. Верно, Тамара Антоновна?

Тамара Антоновна: Да, самое главное - правильно выбрать бумагу. От ее фактуры и качества может зависеть многое, как то - эффекты, вызываемые сцеплением краски с верхним слоем поверхности листа, гладкость или шероховатось линии и так далее. Какую же бумагу выбрать для фанарта? Я рекомендую обычную белую бумагу плотностью 60-80 г/м2, то есть бумага для ксерокса и принтера. А что посоветуете Вы, Клара Ивановна?

Клара Ивановна: Я бы порекомендовала обычную бумагу в клеточку (например, из школьных тетрадей). Особенно это касается молодых художников, которые только-только начинают свой творческий путь. На мой взгляд, бумага в клеточку лучше всего подходит для рисования фанарта, так как по клеточкам очень удобно отслеживать пропорции изображаемого демона. Или человека - в зависимости от того, что вы хотите изобразить на своем рисунке. Лучше всего, чтобы цвет клеточек и рисующего материала отличлся, например, если клеточка будет синей (бледно-синей), то лучше всего использовать черный материал, и наоборот.

Тамара Антоновна: Абсолютно с вами согласна! В таком случае можно легко избавиться от клеточек, воспользовавшись комппьютером. Для этого открываем программу под названием Adobe Photoshop и в отсканированном рисунке инструментом "пипетка" выбыраем синий цвет клеточки. Затем идем в меню "Изображение"->"Редактирование изображения"->"Замена цвета" и заменяем синий на белый! Волшебство!

Клара Ивановна:
Да, действительно, компьютер - очень полезная вещь.

Тамара Антоновна: Несомненно, очень полезная... Но учтите, избавляться от клеточек вовсе не обязательно! Иногда они смотрятся весьма эффектно!

Клара Ивановна: Это придает особый шарм и трогательность вашему рисунку. Но вернемся к тому, на чем мы остановились. Бумага в клеточку поможет вам легко определиться с пропорциями, чтобы ваш персонаж был правильным и симметричным. Это будет выглядеть очень аккуратно и профессионально.

Как я уже говорила, особое внимание при рисовании демона в фас следует уделять лицу и голове в целом.рис. 1
Итак, рассмотрим голову демона, например, Зойсайта. Если вы внимательно посмотрите на схему (рис.1), то заметите, что она легко вписывается в прямоугольник. Ширина обычной головы демона составляет пять глаз, учитывая уши. Если длина глаза будет составлять 1 клеточку (5мм), то, соответственно, ширина головы должна равняться 5 клеточками, или же 2,5 см. Соответственно строим прямоугольник, ширина которого составит 5 клеточек, а высота - 6 клеточек (3 см). Делим прямоугольник вертикальной чертой ровно пополам. На пересечении вертикальной черты и нижней грани квадрата получается точка, которая станет подбородком. Соответственно, на пересечении линии и верхней грани прямоугольника - точка, которая является макушкой. Глаза демона будут располагаться ровно посередине прямоугольника. То есть следует разделить его поплам горизонтальной чертой. Итак, осталось построить контур черепа демона. Не забывайте, что когда мы выбирали ширину прямоугольника, то учитывали размер ушей. Теперь, чтобы нарисовать очертания головы, нам надо вертикальными линиями на расстоянии 1/2 клеточки от края уже построенного нами прямоугольника отсечь с двух сторон прямоугольные части. В дальнейшем, при рисовании лица, мы будем пользоваться только тем прямоугольником, что остался после отсечения боковых частей. Итак, из полученного прямоугольника мы рисуем верхнюю часть головы. Берем лекала и соединяем боковые точки линией, проходящей через макушку. Аналогично поступаем с подбородком и боковыми точками. Помните, что линии должны быть симметричны, и не забывайте что подбородок у демона уже, чем верхняя часть черепа (пользуйтесь разными лекалами).

Тамара Антоновна: Теперь перейдем к глазам. Внимательно посмотритне на схему (рис.1) и проследите, каким образом поделена на части горизонтальная линия, на которой мы рисуем глаза. Аналогично вы должны поделить линию на своем рисунке. Длина глаза может быть чуть больше одной клеточки, но не забывайте, что расстояние между глазами при этом тоже должно увеличиться: оно всегда равно длине одного глаза.

Клара Ивановна: Внимательно проследите по схеме (рис.1) все остальные пропорции головы. Возьмите линейку, проверьте все расстояния и углы. В результате у вас должны получиться идеальные пропорции головы. Теперь, когда вы умеете рисовать классическую идеальную голову кавайного Зойсайта, вы можете варьировать пропорции в зависимости от индивидуальных особеностей демона. Только не забывайте, что в этом случае размеры отдельных частей лица должны соотноситься в разумных пределах.

Тамара Антоновна:
Так же по клеточкам можно проверять пропорции всего тела. И не забывайте, что площать головы в 20 (для Зойсайта) - 25 (для Кунсайта) раз меньше площади всего тела в фас! Внимательно подсчитайте все клеточки. Точность - залог гармоничности вашего произведения. Чтобы не ошибиться - лучше всего срисовать с чужого рисунка. При срисовывании клеточки на бумаге - тоже верные помощники! А теперь поговорим о самом рисующем материале. Конечно же, в первую очередь, это простой карандаш.

Клара Ивановна:
Карандаш лучше всего брать мягностью 2B (2М) - это мягкий карандаш, он дает сочную, яркую, жирную линию.

Тамара Антоновна: Да, уверенный штрих...

Клара Ивановна:
Или же 4В (4М), он тоже весьма неплох. Если же вы не совсем уверены в своих силах, то пользуйтесь карандашом HB, он более твердый, и дает не такую насыщенную линию, его проще стирать. Однако следут помнить, что если очень сильно заточить его, то карандаш может заметно поцарапать бумагу.

Тамара Антоновна: Берегите свой рисунок. Никогда не точите карандаш.

Клара Ивановна: Именно! Итак, бумагу и карандаш вы приготовили, сюжет рисунка у вас уже есть, вы знаете, как правильно строить пропорции. Что остается? Композиция!рис.2

Тамара Антоновна:
Что же такое композиция? Прежде всего, это умение грамотно расположить персонажей в формате. Неправильное расположение может испортить весь первоначальный замысел! Как же правильно поместить демона на бумаге? Это очень сложный вопрос, об этом можно написать целую книгу. Но так как все они уже написаны, я просто предлагаю вам... действовать по интуиции. Не забывайте, что не только выражение лица персонажа может создать настроение рисунка - это можно сделать посредством грамотного построения композиции.

Клара Ивановна: Считается верхом мастерства правильно расположить фигуру с краю листа, или же обрезать ее по колено нижним краем листа. Начинающему художнику лучше всего попробовать расположить фигуру в геометрическом центре листа. К тому же точка, лежащая в геометричееском центре листа (и являющаяся одновременно композиционным центром), будет являться смысловым центром произведения (что особенно важно, если вы иллюстрируете яойный фанфик). Это наглядко изображено на схеме (рис.2).

Тамара Антоновна: Но всегда ставить демона в центр листа - несколько скучно. Можно, например, поместить маленького Зойсайта в верхний левый угол, как показано на следующей схеме (рис.3). Вы чувствуете это? Одиночество, щемящее одиночество маленького демона в огромном белом пространстве листа.
рис.3
Клара Ивановна: Это если вы рисуете на бумаге для ксерокса! А если вы используете бумагу в клеточку, то почувствуйте, насколько экспрессивнее становится ваша работа. Одиночество в рамках синей клетчатой решетки. Какое настроение приобретает рисунок! Вы чувствуете?

Тамара Антоновна: Да... В этом случае никогда не обрезайте формат при сканировании изображения! Это убъет настроение рисунка! Ну а для уравновешивания композиции в противоположном углу листа можно расположить вашу авторскую подпись и комментарии к рисунку, чтобы точнее передать его смысл. Так все смогут без труда понять, что именно вы хотели нарисовать. Подпись автора - это залог подлинности вашей работы! Поэтому подпись должна быть заметной, четкой, крупной. А если кто-то при публикации вашей работы обрежет края рисунка, где будет находиться ваша подпись и комментарии, обязательно укажите на его ошибку. Только дилетанты не признают важности подписи.

Клара Ивановна:
Да-да, авторская подпись - это неотъемлемая часть рисунка. И ни в коем случае нельзя ее обрезать. Никогда! Запомните это! А теперь поговорим о сканировании. Как уже сказала Тамара Антоновна, никогда нельзя обрезать формат рисунка, когда вы сканируете своей творение. Нельзя допустить, чтобы хоть один пиксель вашего творения пропал, ведь это нарушает композицию. Поэтому в идеале желательно при сканировании сохранять технические черные края. Несомненно только в этом случае зритель сможет увидеть всю картинку в целом. Вот наглядный пример этого (рис.3).

Тамара Антоновна:
Никогда не стирайте грязь с рисунка! Чем грязнее ваш рисунок, чем больше следов карандаша на нем осталось, тем лучше видно, насколько долго и серьезно вы над ним работали. Не стоит разглаживать мятую бумагу, оставьте все как есть (рис.3) Мятая бумага - еще одно свидетельство долгой и кропотливой работы над рисунком. Сразу видно, что человек старался, что рисунок прошел трудный путь, прежде чем мы, зрители, смогли его увидеть.

Клара Ивановна: Особую прелесть рисунок приобретает в том случае, если сквозь него просвечивает содержимое обратной стороны листа. Это становится хорошо заметно при сканировании вашего изображения. А теперь представьте, насколько сильной творческой личностью предстанете вы, автор, перед своими зрителями! Каждый сможет увидеть, что вы рисуете постоянно: в тетрадях по геометрии, на страницах газеты, случайно попавшейся под руку, на обратных сторонах уже готовых рисунков - везде! И в этом случае вам снова поможет бумага в клеточку. Она достаточно тонкая, чтобы при сканировании хорошо просвечивало все то, что скрывает обратная сторона листа. К тому же,  если сильно давить на карандаш, на обороте получится интересный рельефный след вашего рисунка. Представляете, как это эффектно будет смотреться! И никогда не старайтесь избавиться от подобной фактуры с помощью Adobe Photoshop или других графических программ.

Тамара Антоновна: А если вы все же решили сделать это, то пользуйтесь инструментом "палец", и ни в коем случае не старайтесь сделать это незаметно и аккуратно. Пусть зрители видят размазанные следы работы "пальцем", это говорит о вашем профессионализме, знании и использовании современных компьютерных технологий. 

Клара Ивановна: А теперь настало время окнуться в мир красок! Поговрим о раскраске рисунка. Лучше всего для работы с цветом использовать обычные цветные карандаши. Возьмите стандартный набор карандашей, состоящий из 6 цветов. Если карандаши не заточены - подточите их, но ни в коем случае не делайте слишком острыми или слишком тупыми. Пусть лучше заточка будет несколько невнятной, зато рисунок будет смотреться просто великолепно!

Тамара Антоновна: Давите на карандаши сильнее, чтобы рисунок был более ярким. Пусть слой карандаша будет жирным и плотным. Не заботьтесь о направлении штрихов - все равно их почти не будет видно, когда вы закрасите все полностью.

Клара Ивановна: Ну, в наш век компьютеров и цифровых технологий, просто цветных карандашей может оказаться недостаточно.

Тамара Антоновна: Конечно! Наиболее интересный и современный вид вашему рисунку придадут фильтры. Не стесняйтесь их использовать! Смело экспериментируйте, применяйте не меньше двух-трех фильтров, особенно, если ваш рисунок выполнен одним только простым карашдашом! И тогда возможно ваш рисунок приобретет нерукотворный, фантастический вид!

Клара Ивановна: Итак, вы узнали, как правильно рисовать демона в фас, познакомились с основами композиции фанарта, научились грамотно раскрашивать и сканировать свои рисунки. Что еще нужно сделать, чтобы донести свое творение до зрителей, особенно для тех, кто будет смотреть ваши рисунки в сети Internet? Конечно же, сохранить рисунок!

Тамара Антоновна: Серьезно или нет автор относится к своему творчеству можно понять по тому, как он сохраняет рисунки. Не уменьшайте рисунки после сканирования! Не сохраняйте изображение с потерей качества. Лучше пользуйтесь установками сканера по умолчанию - сканер лучше знает, как сохранять рисунки!

Ну вот и все на сегодня. Мы заканчиваем наш урок рисования. Надеемся, что советы Тамары Антоновны и Клары Ивановны пригодятся вам и еще не раз помогут в нелегком, но увлекательном деле рисовании фанарта. Большое спасибо нашим учителям. И творческих вам успехов, ребята!

03-13.11.2004

От авторов:
Если кто-то во время чтения этой инструкции узнал себя - не волнуйтесь и не обижайтесь: мы себя тут тоже узнали. :D Рисуйте как рисуется, присылайте свои работы, мы всегда рады новому фанарту. А этот, с позволения сказать, "тьюториал" написан прежде всего для тех, кто особо сильно желает, чтобы их "научили рисовать фанарт". :D Если же кто из вас серьезно хочет учиться и совершенствоваться дальше, то рекомендуем вам
действительно полезные ресурсы:
www.drawmanga.ru
www.manga.ru
http://www.scetch.ru/forum/resources.php?s=24 (здесь можно скачать кучу полезной литературы для художников)
и любые другие инструкции кроме нашей.

Fanart

На основную страницу